Меня с детства интересовали боевые искусства. В те далекие времена боевое САМБО 30-х годов уже благополучно кануло в лету, каратэ даже до запрещения представлялось чем-то необыкновенным, а таких слов как айкидо, тхеквондо, ушу, по крайней мере в Тамбове, наверное, не знал никто. Правда некоторые знали, что в Японии есть еще какое джиу-джитсу, но что это такое, в точности никто не знал. После 1984 года, когда был наложен официальный запрет на преподавание каратэ, "этого, с позволения сказать, вида спорта, плодящего преступников", этот вид боевого искусства стал представляться и вовсе тайной за семью печатями. Специалистов, не сидящих глубоко в подполье не было, и каратэ изучалось самостоятельно по самодельным книжкам, переснятым по нескольку раз на плохом ксероксе. По полуслепым картинкам с полустертыми подписями под ними люди пытались изучить БОЕВОЕ ИСКУССТВО. Без особого, впрочем, успеха. Однако, те кто знал стойки с устрашающими названиями (например дззенкуцу-дачи) или мог махнуть ногой выше головы с громким криком "ки-я-яяя!" считались непревзойденными мастерами в масштабах двора. Вообще, ребята, знающие "приемчики" моментально завоевывали авторитет не только во дворе, но и в любом другом коллективе. Почти таким же. авторитетом пользовались боксеры, самбисты, дзюдоисты и т.д. Кстати дзю-до одно время было необычайно популярно в Тамбове. Но я несколько отвлекся от сути вопроса. А суть состоит в следующем. Все перечисленные выше виды спорта вообще-то не являются боевым искусством, так как по моему мнению, спорт в принципе не может быть боевым искусством. Это связано с системой ограничений, присущей тому или иному виду. В боксе нельзя хватать (да, по правде, очень неудобно в перчатках) и бить ногами, в спортивном дзюдо или самбо вообще нельзя наносить удары. В каратэ (я имею ввиду тоже спорт) также есть ряд ограничений, различных для разных правил проведения соревнований (например в кёкусинкай* нельзя наносить удар рукой в голову, бить прямые удары по ногам, хватать за волосы и одежду, а также тыкать пальцами в глаза, пах и т.д.). Словом запрещены простые, но очень эффективные в уличной драке действия, способные привести (и ведущие) к травме. Можно возразить, что если эти действия просты, то незачем их и изучать. Если, мол, я могу ударить ногой в голову, то уж пах всяко ударю. Нет, это не так. Если спортсмен готовится к спортивным соревнованиям, то он готовиться реагировать на экстремальную ситуацию (спортивный поединок или реальное нападение) определенным образом. И не всегда наиболее рациональным для данной ситуации. Я не хочу сказать, что навыки приобретенные в спортивной секции, бесполезны. Но по большому счету, надо определиться чем ты занимаешься - спортом или боевым искусством. Или или. Другое дело, что у нас в основном преподаются единоборства в их спортивной (реже в оздоровительной) ипостаси. Я занимался боксом, дзю-до, каратэ, именно как спортивными единоборствами, в общей сложности лет 6-7. Особыми успехами впрочем не блистал, Но я и не ставил себе целью стать мастером спорта. Я хотел научиться драться (бодливой корове Бог рогов не дал). Не то, чтобы я был драчуном и хулиганом, но хотелось чувствовать себя уверенно на улице. Весь этот спортивный багаж конечно помогал. Особенно, кстати, дзю-до. Трудно сказать почему. Хотя драться чаще всего приходилось в армии, а в то время я имел о каратэ весьма смутное представление, и видимо срабатывал приобретенный навык. Примерно пять лет назад я познакомился с системой А.А.Кадочникова. Точнее сказать не познакомился, а начал усиленно заниматься. До этого пару раз видел по телевизору показательные выступления и фильм с его участием -- "Болевой прием" ("Ударом на удар"). Система меня заинтересовала, хотя ни в этих выступлениях, ни тем более в фильме, система практически не видна. Только примерно через год-полтора я почувствовал СИСТЕМУ. Не хотелось бы охаивать другие системы рукопашного боя, ведь побеждает не система, а человек, поэтому я излагаю только свое мнение.

Почему именно эта система...

Во-первых здесь все строго разложено "по полочкам", все объясняется с точки зрения механики, в достаточно простых и понятных терминах: рычаг, опора, ось, плоскость, момент инерции и т.д. И на вопрос почему это движение делается так, а не по-другому ответ будет не "так надо" или "так сложилось исторически", а он будет вполне обоснован с научной точки зрения. А научных знаний для такого обоснования достаточно даже у ученика 8-го класса средней школы. Так что если на вопрос не был получен ответ, то можно и самому догадаться.

Во-вторых здесь нет ортодоксального выполнения определенного набора приемов (пусть даже очень большого). Приемов просто нет. Есть принципы, на основе которых выполняется какое-то техническое действие.

В-третьих система рассчитана на среднего человека, в том смысле, что техническое действие, требующее больших мышечных усилий, необыкновенной гибкости или прыгучести не приветствуются. Это вовсе не означает, что этим видом должны заниматься только калеки. Однако в реальном бою даже физически крепкий и сильный человек может быть не способен в силу различных причин полностью реализовать свои возможности. Он может быть ранен, истощен голодом или просто пьян. Кроме того, можно, например, уметь очень резко бить ногой в прыжке, однако зимой на льду да в зимней одежде это движение, возможно наработанное годами, вдруг окажется невыполнимым. Поэтому сверхгибкость и сила это лишь приятное дополнение к навыкам рукопашника, а не цель занятий.

Далее можно говорить о большом арсенале системы, о том что движения адаптируются к повседневной жизни (первое, что я заметил - стало удобно ездить в переполненном троллейбусе), о том что я стал меньше уставать и так далее, но все это вытекает из вышесказанного.

Теперь возникает вопрос: зачем я все это пишу? Когда я начал всем этим заниматься, то узнавая что-то новое, хотелось каким-то образом удержать это в памяти. Попытался делать какие-то записи, достаточно отрывочные, но они, понятные на тот момент времени, уже через полгода превращались в какую-то маловразумительную абракадабру. Наконец я взялся систематизировать свои знания.
В этих записях я старался по-возможности избегать описания каках-то конкретных действий, приемов. В первую очередь меня интересовало то общее, что связывает все виды рукопашного боя, независимо от их происхождения. Ну и, конечно, то что характерно для этой системы или то, что меня по-настоящему заинитересовало.
В качестве рисунков я использовал иллюстрации из различных руководств по разным видам боевых искусств, но это в основном от неумения рисовать и потому, что пособий по русскому стилю совсем немного.
И еще, все что здесь написано является моим собственным мнением и, так сказать, взлядом со своей колокольни, и я никому не собираюсь его навязывать. Пишу я в основном для себя и для ближайших знакомых, но буду рад, если кого-нибудь заинтересуют мои записи. Пожалуйста напишите мне все, что вы думаете по этому поводу на serg@mail.gaps.tstu.ru. Или зайдите ко мне на Форум

Теория рукопашного боя >>

Посмотрите также...

"Скогорев.Русский рукопашный бой.djvu"
Это страничка моего тренера. Он сейчас в Москве