Российская Отечественная Система Самозащиты "РОСС"

"РОСС" это авторская, творческая разработка, обобщающая опыт и знания, полученные в результате многолетних занятий борьбой самбо, дзюдо, а также изучением различных видов самозащит и рукопашного боя.

Данная система представляет собой набор базовых движений, основанных на генетически заложенной в каждом человеке механике двигательных навыков. Элементы движений, последовательность выполнения упражнений позволяют выйти на внутренние врожденные рефлексы, называемые "блоком естественных реакций организма" на данную ситуацию.

В "РОСС" отсутствует такое понятие как "прием". Варианты использования базовых движений зависят от обстоятельств и условий их применения. Это позволяет исключить повторяемость вариаций, что не дает противнику возможности провести заранее подготовленный контрприем. При ведении боя базовые движения проводятся непрерывно до полного поражения противника, причем, каждое предыдущее движение является началом последующего.

Система подготовки разработана для занимающихся любого возраста, состояния здоровья при любых условиях, с учетом наименьшей затраты сил, времени и энергии.Приобретение двигательных навыков, опирается на базу изучения русских народных игр, танцев, славянского, законов природы.

Кроме того, при правильном применении "РОСС" человек затрачивает всего 25-30% своего биоэнергетического потенциала, что позволяет организму самовосстанавливаясь в процессе ведения боя, вести поединок практически не ограничено по времени. В "РОСС" существуют три категории тренированности.

Очень важно, что обучение по "РОСС" не приводит к ломке психики и биомоторики спортсмена, уже владеющего другими видами единоборств.

Практика показала, что занятия "РОСС" оказывают мощное оздоровительное и воспитательное воздействие на занимающихся, формирует у них любовь к своей стране и уважение национальным традициям.

"РОСС" одно из лучших и перспективных направлений единоборств мира.

 

Рукопашный бой - "Школы выживания в экстремальных условиях"

Выживание - это ответная реакция живого организма, оказавшегося в экстремальных условиях, - это активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в различных экстремальных условиях.

Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании различных средств для защиты в непредсказуемых ситуациях.

Рукопашный бой в разделе "Школа выживания" представлен комплексным подходом в его изучении. Это специальный раздел подготовки ведения рукопашной схватки в различных условиях.

Одним из "факторов выживания" являются стрессоры выживания - это боль, холод, жара, жажда, переутомление, страх и одиночество.(В.Г.Волович. "С природой один на один").

Готовность вести рукопашные схватки, выполнять двигательные действия организма в таких экстремальных условиях на пределе своих возможностей требует от человека (инструктора) глубоких знаний и умений в теории и практике выживания.

Умение вести рукопашный бой в ограниченном пространстве, в воде, болоте, на скользкой поверхности земли, пола (лед, разлитое масло и т.п.) в свободном падении (парашют) или в подвешенном состоянии (на веревках, крюках, сучьях и т.п.) требует от рукопашника высокой степени координационно-пространственной подготовленности.

Умение вести бой на возможно опасных участках, таких как край высокого обрыва, многоэтажного дома и т.п. требует высокой психологической подготовленности бойца, его воли и мужества.

Умение вести рукопашные схватки во время потери зрения, слуха, в темных помещениях и т.п. требует от воина высокой мышечной чувствительности и интуитивного предвидения опасности.

Умение вести рукопашный бой при сильной физической усталости, кислородном голодании, головокружении не имея возможности сократительного, импульсивного и концентрированного мышечного действия на удар, бросок, метания ножа, лопаты и т.п. требует умения глубокого и полного расслабления организма.

Знания по выживанию в природной среде должны сохранять здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, суметь использовать в своих интересах все, что дает окружающая природа.

Вести бой в любых условиях, в любом состоянии здоровья и в любом возрасте - учит наша "Школа выживания".

Школа Обновленного самбо и дзюдо в системе подготовки "РОСС"

Это ни нечто новое отличающееся от стилевого подхода к видам борьбы. Оно обновлено вариантами и законами, по которым строится РБИ "РОСС" с добавлением и сочетанием таких упражнений как плясовые, танцевальные, спецупражнения на шарнирность и пластику, укреплению мышечных связок за счет за счет скруток суставов, а также специальной акробатики. Например все освобождения от жестких сковывающих захватов за куртку самбо или кимоно дзюдо у нас проводятся по законам третичности: то есть проводим любой срыв в три стороны одновременно (рис. 1) вверх, вниз, вправо или в лево, с добавлением поступательно-вращательного движения в месте захвата. Если мы проводим выведение из равновесия, то присутствуют те же самые законы.

Еще у нас существует закон выравнивания двух захватов (двумя руками) противника в одну линию, плоскость или начальное осевое движение (то есть ось вращения соблюдается между захватами, отчего вектор силы увеличивается и легче управляется во время силового контакта). Все это позволяет быстро перестраиваться, комбинировать и запутывать противника, сбивая его с его же целевого устремления победить.

Тремя направлениями или плоскостями также считаются положения соперников не в одной плоскости , а в разных по отношению друг к другу (например, грудь с грудью). Пол и ковер с татами является третьей плоскостью и жесткой постоянной опорой для соперников. Изменение положения тела по горизонтали и по вертикали является хорошей защитой от сильных соперников, а также хорошей подготовкой к контратаке в стартовой стадии ее развития.

Еще мы отличаемся нестандартными подходом к сбиваниям, броскам и болевым приемам. Существуют болевые приемы, проводимые противнику во время его полета в броске, то есть еще в полете он сдается и признает свое поражение.

Все броски проводятся за счет нашего движения в трех направлениях одновременно. Отрыв от ковра в основном производится за счет подбива поступательно-вращательным движением своего туловища, бедер или вкруткой рук в плечевом суставе под противника.

Обогащая виды борьбы различными упражнениями, ситуациями, законами механики, специальной гимнастикой на дыхание и расслабление мы назвали свой подход к обучению - "естественным блоком реакции организма на данную ситуацию". Поэтому одной из разновидностей школ "РОСС" является “Школа обновленного самбо и дзюдо”.

О расслаблении мышц, дыхания и психического состояния организма отдельный разговор, отдельное научное обоснование и в специально отведенной главе.

Существует спортивное и боевое направление самбо и дзюдо. В нашей школе введено еще одно понятие - занятие видами борьбы для здоровья, удовольствия и продления долголетия активной жизни то есть "оздоровительное".

1. Спортивное-достижение спортивных результатов.

2.Боевое - подготовка к военным действиям и т.п.

3.Оздоровительное - укрепление своего здоровья, продление долголетия активной жизни, за счет поиска новых форм движений и огромного удовлетворения их выполнения.

Вся методика тренировки строится по общей схеме обучения и развития "РОСС".

Она делится на три основные стадии:

Все упражнения выполняются на полном расслаблении мышц, дыхания и психики.

Все упражнения выполняются от напряженияк расслаблению. Этот раздел занимает 75 % всего обучения по "РОСС" и отличает нас от существующих ныне систем самозащит вообще в мире.

Упражнения выполняются от расслабления к напряжению или концентрации мышц, дыхания и психики. Этот раздел занимает 25% от всего обучения по "РОСС" - и тоже отличает нас от существующих всех видов единоборств.

По такой схеме обучения ее методики и нормативных требований мы подготавливаем спортсмена, воина или любителя физической культуры к выполнению упражнений или спецзадания в горных и пустынных условиях во время кислородного голодания, когда невозможны волевые сократительные импульсации мышц, их концентрация для выполнения действия.

Наш человек будет заранее подготовлен к выполнению задания в таких условиях, что позволит ему быть психологически-устойчивым и расслабленным.

Не секрет, что современные военные действия будут осуществляться в основном группами быстрого реагирования в городских условиях и условиях ограниченного пространства и, как правило, в местах повышенной загазованности. В таких условиях невозможны сократительно-импульсивные действия бойцов. Поэтому наш подход к обучению современен, актуален, требует научного обоснования и внедрения его в силовые государственные структуры на новом этапе развития общества.

Еще одно отличие и новизна в "РОСС".

Наша специальная акробатика не оторвана от борьбы и рукопашного боя. Она обязательно связана с различными приемами и контрприемами, освобождениями от захватов и ударной техники. Это позволяет нам при обучении более детально подходить к изучению приемов (вариантов), более информативно развиваться, изобретая все новые и новые двигательные действия по самозащие. Уравновешиваем психику, то есть ставим внутреннее реле противоагрессивности, непроизвольную и не заметную со стороны мощную свою собственную внутреннюю самозащиту. Для профессионалов спорта и боевой подготовки при обучении ставятся немного иные задачи - повышение своей квалификации.

Наш подход обучения важен в специализированных спортивных школах, институтах физической культуры и спорта, сборных команд высшего мастерства, а также при подготовке групп специального назначения для непредсказуемых, нестандартных, экстремальных ситуацияй.

У нас нет конкретных приемов, а есть врожденные двигательные навыки их выполнение в зависимости от сложившихся обстоятельств и ситуаций.

Ни в одном виде борьбы и рукопашного боя нет бросков за счет акробатики. У нас же броски проводятся кувырками вперед, назад, вправо и влево, а также перекатами через спину ноги вверху и внизу (есть такое спецупражнение).

Мы сумели соединить и на практике осуществить в бросках различными подседами и подкатами из русских боевых плясок и танцев, что является существенной новизной в видах борьбы и рукопашного боя.

Все вышесказанное и написанное касается и ударной техники нападения с оружием и без оружия.

Существует также множество подготовительных упражнений к выходу на прием (то есть стартовое положение) и выполнение его. Это специально развивающееся упражнение малых мышц и работа ими, не включая мышцы антагонисты. Это позволяет нам экономить силу и энергию организма. Увеличивает ее мощь и точность исполнения для достижения результата в сочетании дыхания и психического настроя на борьбу.

"Школа штыкового боя" Фехтование на карабинах. (Спортивный и боевой разделы.)

Одной из главных задач в современных рукопашных схватках - это умение владеть штыковым боем, т.е. автоматом или винтовкой со штыком.

В 40-50-х и 60-х годах нашего столетия в СССР существовал такой вид спорта как фехтование на карабинах с эластичным штыком. Проводились Чемпионаты СССР, России, Вооруженных сил по этому чисто русскому доведенного до высшей степени искусства виду спорта. Эти соревнования являлись мощной дополнительной подготовкой бойца к ведению рукопашной схватки с оружием, психологической готовности к бою и психической устойчивости во время схватки.

В современной подготовке военнослужащего Российской Армии предусмотренной в наставлениях по физической подготовке (НФП-87, Глава 3) установлен общий дополнительный и специальный комплексы приемов рукопашного боя в содержание, которого входят приемы с оружием.

Современная подготовка военнослужащего рукопашному бою с оружием, включающая в себя комплексы имитационных упражнений с автоматом не полно отражает готовность воина вести бой в рукопашной схватке.

Также в современной подготовке военнослужащего к рукопашной схватке на автоматах почти отсутствуют тактико-технические действия в соревновательно-игровой форме обучения, что ведет к слабой психологической готовности к встрече один на один с врагом. Ведет к его неуверенности в ведении боя и проявлению врожденных стериатипов схватки голыми руками. Что приводит к потере личного оружия и психо-физического заклинивания защиты одними руками.

Мы в своей школе возрождаем старые принципы ведения рукопашного боя на карабинах со штыком. Методика и программа обучения строится на общих принципах "РОСС", законах механики и природы движения. Предлагаем два варианта ведения спортивно-игровой формы обучения штыковому бою:

Упрощенные соревнования без защитных снаряжений. Соревнования могут проводится, как на макетах карабинов и автоматов, так и на небольших шестах и палках.

Усложненный спортивный вариант - правила существавшие ранее и принятые сейчас ВФРБИ, с некоторыми изменениями и дополнениями. Эластичный штык заменен мягким теннисным мячом на стволе карабина, маска с забралом, нагрудник, паховый бандаж и защитные перчатки на кисти рук.

Комплексная подготовка штыковому бою позволяет более уверенно вести поединок, как с оружием, так и без него. Общие законы защиты и принципы нападения карабином в спортивно-игровой форме обучения легко перекладываются на современное оружие и быстрее усваиваются защитные действия с действиями перехода на контратаки.

Все это позволяет военнослужащему быть психологически готовым принять рукопашный бой на автоматах, не выбрасывая его, а используя максимально эффективно для достижения победы над врагом.

"Школа повышения квалификации охраны и телохранителей"

Наша школа - это комплексный подход к подготовке, а точнее повышения квалификации уже подготовленного профессионального телохранителя и охранника. Обострение его интуитивных возможностей организма на опасность, обострение нервно-мышечного состояния при сближении с противником или подозреваемом человеке на нападение, обострение измерения длины расстояния при стрельбе, метании предметов и мгновенного решения действовать - одна из главных задач повышения квалификации охранника и телохранителя.

Наша цель сделать самозащиту и рукопашный бой незаметным для окружающих, более надежным, нестандартным при задержании или прикрытии против нападающего и покушающегося противника.

Наша методика прицельной и скоростной на вскидку стрельбы с разных положений позволяет охраннику и телохранителю быть в постоянном уравновешенном психологическом состоянии в самых непредсказуемых ситуациях.

Артистизм и умение перевоплощаться дают возможность охраннику и телохранителю в соответствующих ситуациях разрядить опасную обстановку, нейтрализовать ее, и вывести охраняемое лицо, из опасной зоны воздействия или угрозы нападения.

Специальная боевая акробатика позволит вести результативную стрельбу в падении, кувырках, в прыжках и перекатах против нескольких нападающих, ведущих перекрестную стрельбу с различных сторон по горизонтали и вертикали. Также позволит умело и вовремя без травм сбить охраняемое лицо и временно прикрыв его собой вести прицельную стрельбу на поражение.

Умение освобождаться от любых захватов за одежду, мгновенно и незаметно воздействовать на болевые зоны нападающего, позволит охраннику вовремя среагировать на нападение и без видимой и шумной борьбы нейтрализовать преступника, связать и проконвоировать его.

Раздел - "Интуитивного предвидения опасности" поможет подготовить и закрепить навыки психо-физического настроя, как во время работы охранника, так и в нерабочее время обычной бытовой жизни.

В общем, наша школа является подготовительным этапом перехода из профессионального охранника и телохранителя в раздел или переход в новую фазу обучения специалиста антитеррористической подготовки на различном уровне.

Школа повышения квалификации в силовых игровых видах спорта

(хоккей, американский футбол, регби)

Это направление в общей системе "РОСС" занимает особое место в боевой подготовке игроков на поле. Совмещение разработанных нами спецупражнений развития и подготовки плечевого пояса к силовым столкновениям на игровом поле позволило выйти на дополнительный виток обучения физическим упражнениям.

Как известно, что любое силовое столкновение во время игры приводит к значительной потере физических и психологических сил организма. Возрастает внутреннее раздражение, что приводит к понижению тактико-технических действий игроков и дополнительной потере сил и энергии. При небольшой дополнительной спецподготовке, наши игроки получат практические навыки и умения защищаться и уходить от силового контакта. По законам шарнирности, обкатки и пропуска противника мимо себя в местах столкновений и ударов, он не только сохраняет себя от травм, потерь сил энергии, но и воздействует своей неуязвимостью на противника. А это значит, противник начинает во многом проигрывать в психологически-физическом силовом контакте. Это может нарушить тактико-техническую стратегию игры команды.

В данных видах спорта часто случаются рукопашные схватки между игроками. Наш игрок "рукопашник" не будет побит и не получит травм в "бою".

В комплекс обучения игроков входят специальные элементы освобождений от захватов, защита от ударов руками, клюшкой, и контрприемы. Хорошая защита и нападение позволит такому игроку нейтрализовать противника и во многих случаях даже предотвратить драку на поле.

Школа "Здоровья"

В большинстве видов единоборств, стилей и систем, самозащит и рукопашного боя существуют свои лечебно-оздоровительные комплексы упражнений. В нашей системе "РОСС" тоже разработано множество оздоровительных спецупражнений на развитие гибкости, шарнирности, пластики для укрепления опорно-двигательного аппарата, суставных связок, мышц и костных тканей.

Многие упражнения являются лечебно-оздоровительными, выполняются в виде профилактики и оздоровления организма.

Специальные упражнения для глаз дают эффект укрепления зрения, тренируют устойчивость ясного взгляда, а в некоторых случаях даже улучшения зрения.

Существуют специальные комплексы упражнений по набору энергии для поддержания хорошей работоспособности организма. Специальные акробатические упражнения кувырки, перекаты укрепляют вестибулярный аппарат головного мозга, а многие упражнения помогают избавиться от хронических головных болей. Упражнения на позвоночный столб позволяют избавиться от остеохондроза и болей от него. Гибкость позвонков, стройная осанка и прямая спина придает всем красоту тела, улучшает походку и освободит от гнетущей само внушенной неуклюжести, неловкости в движениях. Упражнения на дыхание уберут отдышку, увеличат выносливость легких, а в некоторых случаях избавят Вас от бронхиальных заболеваний. Школа "Здоровья" постоянно обновляет набор оздоровительных упражнений, основанных на "РОСС", что позволяет человеку совершенствовать и поддерживать свой организм в отличном состоянии.

Рукопашный бой до нашей эры.

Cтановление рукопашного боя неразрывно связано с развитием общества. Ведь вся история цивилизации изобилует военными конфликтами. Наиболее ранние упоминания о рукопашном бое встречаются в эпосе стран Ближнего Востока, Индии и Китая. А первые памятники изобразительного искусства со сценами поединков датируются рубежами IV-III тысячелетий до нашей эры. Например, изображение двух борющихся мужчин на известняковой плите для жертвоприношений найденное в Месопотамии. Или плита, на которой показан поединок с использованием копий. Известен рельеф со сценой кулачного боя, относящийся ко второй половине III тысячелетия (В.Оливова ,1985). Наиболее ранним памятником, культуры Египта связанным с борьбой, является изображение серии движений, обнаруженное в гробнице Фиоххотена (середина III тысячелетия до н.э.) в Саккаре. Это свидетельствует о владении Фараоном техникой борьбы. ( H.Wilsdorf,1939).

История египетской культуры делится на 4 основные эпохи расцвета государства, отмеченные правлением 31 царских династий: Древнее царство (ХХVII-ХХIII в.в. до н.э.), Среднее царство (ХХI-ХVIII в.в. до н.э.), Новое царство (ХVI-ХI в.в. до н.э. поздний периоды. Каждая эпоха являлась определенным этапом в развитии древней культуры и имела свои характерные особенности.

В эпоху Древнего царства среди детей были популярны игры, напоминающие военные действия и захваты пленников.

На изображениях периода Среднего царства, игры детей сменились играми молодежи. У юношей на первый план выходит борьба. Изображение серий приемов свидетельствует, что борьбе предшествовала специальная подготовка, а многие поединки проводились с участием судьи (A.D/Touny, S.Wenig, 1969; В.Оливова, 1985 и др.).

В эпоху Среднего царства численность войск увеличивается, что связано с походами в Переднюю Азию. Имеются данные, что борьба стала применяться и для тренировки войск.

В период Нового царства появляются воины профессионалы. Кроме того, существует гипотеза, что в составе войск имелись специальные отряды бойцов. Об этом свидетельствует рисунок (примерно 1410 г до н.э.), изображающий группу нубийских воинов со штандартом, где нарисовано два борца (Н.Wilsdorf, 1939 г.).

РУКОПАШНЫЙ БОЙ В НАЧАЛЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Рассмотрим системы рукопашного боя стран Индии и Дальнего востока, именно в этом регионе к данному периоду времени они являлись целостным учением во всей совокупности исторических, религиозно-философских, культурных, медико-биологических и психофизических аспектов.

Примерно к середине 1 тысячелетия нашей эры в Индии зарождается тайное учение тантризма. Оно было запечатлено в текстах (тантрах), впоследствии попавших в Тибет и Китай. Наряду с философско-религиозными и космогоническими построениями, учение развивало различные тайные действия, в том числе и рукопашный бой кланового характера. Дошедшие до нас из буддийской иконографии этого теоретического учения мудры (жесты) представляют многие известные блоки (защиты) используемые в дальневосточных единоборствах.

Но более важное значение их заключалось в том, что они служили элементами медитации, т.е. средством психологической настройки в экстремальных условиях. Сохранились названия мудр: мудра сосредоточения, мудра силы, крепости и ярости, мудра невидимости и неуязвимости, мудра бесстрашия. Как пишут А.А. Долин и Г.В. Попов (1990), тантрический буддизм, развивший "учения о трех таинствах" (мысли, слова и дела), наложил заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии, породив уникальную прикладную разновидность йоги. Поколения монахов-воинов приобщались к этому эзотерическому учению, чтобы обрести "алмазную крепость духа". В силу эзотеричности и кланового характера, к сожалению мало, что известно о тантрийском направлении в рукопашном бое. Сохранились лишь некоторые названия систем и школ. Это школы "Белого журавля", "Шоу- Дао", "Белого лотоса", "Длинной руки", "Железной рубашки", "Ядовитой руки"

(А.Н.Медведев,1990,1991; Н.Г.Цед,1990,1993).

В начале XI века н. э. в Китае уже широко распространилось учение, так называемой "даосской йоги", которая выдвинула множество теорий о взаимодействии тела и духа. До сих пор в "даосской йоге", давшей базу для многих стилей и направлений в рукопашном бое, сохраняется причудливое смешение мистики с глубоко продуманными и обоснованными изысканиями в физиологии, психологии, аутогенной тренировке и рефлексотерапии. Однако следует сказать, что именно эта разновидность йоги внесла огромный вклад в развитие теоретической и практической базы воинских искусств.

Развивая воинские искусства даосские мастера, разработали тычковые способы воздействия на различные участки человеческого тела, как голыми руками, так и с помощью оружия. Тычковые удары использовались не только в кулачном бою, но и в фехтовании на копьях (удары наносились не только острием, но и тупым концом), палках (шестах), мечах (удар рукоятью или ножнами). Поражение уязвимых точек составляло и основу техники тычковых ударов при использовании подручного оружия - нунтяку (коротких дубинок на перевязи и тонфа - короткой палки с поперечной рукоятью), (А.А. Долин, Г.В. Попов, 1990).

Эффект действий на точки был связан с биологически активными центрами человеческого организма, воздействие на которые в зависимости от силы тычка и биологической активности центра на данный момент времени могло привести к серьезным травмам и заболеванию, либо смерти. Этими же надавливаниями на точки с противоположной целью даосы пользовались и в оздоровительной системе акупрессуры. В даосской йоге борьбы большое внимание уделялось психологической подготовке.

Главная привязанность человека, говорили даосы - это привязанность к жизни, поэтому боязнь умереть держит его в постоянном чувстве страха. В связи с этим даосами большое внимание в подготовке к рукопашному бою уделялось достижению бесстрашия и презрения к смерти. По этому поводу в трактате Лао - цзы "Дао дэ-цзин" говорится: "Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру негде наложить свои когти, а солдатам некуда поразить его мечем. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти" (Лао-цзы,У1-У в.в. до н. э. ).

В период 190-265 г.г. в Китае медиком Хуа То создаётся гимнастика как оздоровительного, так и боевого, с точки зрения воинских искусств, направления под названием "Игры пяти зверей". Гимнастика состояла из подражания некоторым движениям медведя, тигра, оленя, обезьяны и журавля. Движения, которые разработал Хуа То, заключались в прыжках, раскачивании, наклонах, вращении, а также в сознательной регуляции напряжения мышц и дыхания.

Однако квинтэссенцией "даосской Йоги", получившей самое широкое распространение в области воинских искусств, стало "учение о деятельности ци" (ци гун). Как универсальный метод психофизического тренинга ци-гун во всех своих проявлениях преследовал одну цель - постоянно аккумулировать в организме биоэнергию ци, контролировать и направлять её движение для активизации всех физиологических и психических процессов (А.А. Долин, Г.В. Попов,1990 и др.).

Немного позднее в VI веке в Китае, а затем и Японии начинает распространяться секта Чань (япон. - Дзен), которая, призывая к укреплению тела и духа, развивала систему психофизического тренинга восточных боевых искусств. Искусство концентрации, мобилизации воли и жизненной энергии, разработанное вначале теоретиками "даосской йоги борьбы", а затем и патриархами Чань, стало незаменимым подспорьем для воинов и монахов, изучающих искусство самообороны.

РУКОПАШНЫЙ БОЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА ( V-XVII в.в. )

Эпоха средних веков, охватывающая довольно большой период времени в истории человечества (примерно с V по XVII в.в.) характеризовалось тем, что в воинских искусствах шло постоянное развитие и появление новых систем самообороны, как с оружием, так и без него. В Европе, Азии, на Дальнем Востоке, в Латинской Америке в этот период: создаются и совершенствуются значительно отличающиеся друг от друга системы рукопашного боя. В зависимости от уровня развития военного искусства и различных условий существования государств в подготовке воинов ставились разные задачи по их обучению и воспитанию.

Развитие рукопашного боя в Европе

Общеизвестно, что вплоть до конца XIV века (до изобретения пороха и создания оружия) важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия (Л.Кун,1982.), а боеспособность воина определялась силой и стойкостью рыцаря в латах. К этому времени в Европе широко распространилась рыцарская физическая культура, в которую входило обучение верховой езде, стрельбе из лука, плаванию, охоте, владению мечом, щитом, копьем и искусству вести вооруженный поединок или сражение. Однако было бы неверным утверждение о том, что рыцарей обучали только поединкам с оружием. Состязания, поединки и сражения в средние века проходили с использованием защищающих почти каждую часть тела латами, и часто сражение на копьях, мечах или рапирах заканчивалось безрезультатно. В таких случаях рыцарь был вынужден вести силовую борьбу со своим противником. Примерно к середине XIV века в военных действиях возрастает роль пеших воинов, что естественно потребовало усвоения определенных навыков борьбы и боя без оружия, и послужило распространению техники и тактики самозащиты без оружия. Это было вызвано тем, что в латы рыцаря практически невозможно было поразить стрелой или мечом.

Тактика боя подсказывала, что в первую очередь необходимо было измотать тяжело вооруженного и малоподвижного рыцаря, а затем с помощью какого-либо приема борьбы свалить его на землю и поразить мечом или кинжалом в открытые участки тела. По этой причине рукопашный бой без оружия средние века в Европе развивался не как система ударов и блоков, а как борьба с элементами захватов и бросков.

Имеется ряд исторических свидетельств, что рыцари участвовали в состязаниях по борьбе, которые проводились после рыцарских поединков, а также отдельно от них. Об этом, в частности, упоминает Вацлав Шашек, сопровождавший в 1465-1467 гг. в странствиях по Европе одного из приближенных чешского короля Иржи из Подебрад (по материалам В.Оливовой,1971). К этому же периоду времени относится появление книги Талгоффера по борьбе (1443-1467 гг.) Движения по самозащите без оружия, напоминающие технику борьбы японских самураев "джиу-джицу", позволяют сделать вывод с том, что, начиная с ХУ века парные военные упражнения рыцарей, оторвались от традиционных форм борьбы крестьян: борьбы с целью поставить побежденного на колени и борьбы на поясах. Как отмечает Л.Кун (1982), описанная в книге техника бросания противника через бедро или голову его обезоруживание при помощи подножки, выкручивания рук; и вывиха других конечностей тела имела целью уже не показ символического победителя, а фактическое поражения противника, устрашение окружающих.

Немного позднее, приблизительно около 16 столетия, в западно-европейских деревнях получают распространения поединки на палках (в связи с запрещением ношения оружия). Однако они не получили такого широкого распространения как в России, Китае или других странах Дальнего востока. К началу ХУ11 столетия в мире сформировываются некоторые стилевые особенности единоборств. Это английский кулачный бой, исландская борьба глима, турецкая пеливан, швейцарская швинген, грузинская чидаоба, армянская кох, а во Франции начинают формироваться некоторые элементы французского бокса. В трехтомнике мастеров фехтования Талгоффера "Fechtbucht", изданном Пражским издательством в 1901 г., описано 100 приемов самообороны рыцарей.

РУКОПАШНЫЙ БОЙ В ПЕРИОД XVIII-XX веков

В рассматриваемый период вплоть до ХХ века рукопашный бой продолжал оставаться основным способом достижения победы в сражениях и по сути главной частью обучения военнослужащих. Достаточно вспомнить штыковую атаку Новгородского полка в Полтавской битве 1709 года, которая предопределила исход этого решающего сражения со шведами или грандиозное рукопашное сражение с наполеоновской армией под Бородино в 1812 году и др.

Разработка новых систем огнестрельного оружия, совершенствование артиллерии не приводили к существенному снижению роли РБ, так как, в конечном счете, победа достигалась в результате столкновения с противником лицом к лицу. В то же время развитие вооружения, военной науки, изменения в штатной организации армии приведи к тому, что стали закрепляться тенденции, появившиеся в практике подготовке и обучения войск в ХVI-ХVII в.в. Так, процент времени, выделяемого на рукопашный бой из общего бюджета времени на обучение военнослужащих, стал постоянно снижаться, усилились особенности в обучении рукопашному бою военнослужащих различных родов войск, и первую очередь в пехоте, в кавалерии, на флоте и в артиллерии. Если в пехоте главенствующее место отводилось владению винтовкой, штыковому бою, то в кавалерии упор делался на владение саблей. На

флоте рукопашные схватки возникали в процессе абордажа или высадки на неприятельский берег. Артиллерия, как главное оружие группового поражения противника играла существенную роль в обеспечении победы, а нейтрализация неприятельской артиллерии (огневыми средствами или путем захвата огневых позиций подвижными кавалерийскими группами) была одной из основных задач, возникающих в сражении. Это налагало определенную специфику на обучение артиллеристов (на Руси до ХVII-ХVIII в.в. их называли пушкарями) рукопашному бою, так как им приходилось не атаковать, а в первую очередь отражать атаки прорвавшегося неприятеля, чтобы не сдать огневых позиций. Артиллеристы представляли собой новую категорию военнослужащих, которые по роду своей воинской деятельности действовали на существенном расстоянии от неприятеля и в меньшей степени участвовали в непосредственных столкновениях. Однако это не снижало для них значимость умений вести рукопашный бой.

Изменения в обучении рукопашному бою различных групп военнослужащих усилились на рубеже ХIХ-ХХ в.в. после изобретения и поступления на вооружение автоматического скорострельного оружия.

Во время 1 Мировой войны немецким командованием впервые было применено новое оружие - химическое, что знаменовало собой начало нового этапа в военном деле - разработку оружия массового уничтожения. Несмотря на это история 1 Мировой и Гражданской войн в России изобилует примерами массовых рукопашных столкновений. Лишь к периоду 11 Мировой войны, когда на вооружении армий уже были бронетанковая техника, истребительная и бомбардировочная авиация, гаубичная артиллерия, реактивные снаряды и т.п., доля рукопашных схваток в процессе боевых действий существенно уменьшилась. Однако рукопашный бой по прежнему был важен с точки зрения психологической подготовленности к столкновению с противником. Опыт Великой Отечественной войны свидетельствует, что вопросам подготовки военнослужащих к РБ уделялось постоянное внимание в запасных фронтовых и действующих частях Сухопутных войск. По материалам Л.А.Братцева (1952), А.П.Варакина (1958) в программах боевой подготовки частей на отдельные краткие периоды (перерывы между боями, подготовка к наступательным операциям) на рукопашный бой отводилось значительное время - до 15%, а в содержание включались самые необходимые приемы для боя: перебежки, переползания, преодоление препятствий, метание противопехотных и противотанковых гранат, уколы штыком, удары прикладом, приемы боя лопатой и ножом. Занятия, как правило, проводились комплексно. На основе анализа многочисленных примеров рукопашных схваток в период Великой Отечественной войны, сводок обобщенного боевого опыта, проведенного в работах И.Э. Коха (1941), К.Т. Булочко (1944), А.П. Варакина (1956) и др., можно сделать следующие выводы о характере действий: в рукопашной схватке в период Второй мировой:

1. Рукопашные схватки возникали и преимущественно среди развалин, в зданиях, траншеях, убежищах и т.д., то есть, в большинстве случаев приходилось вести бой в ограниченном пространстве , в сочетании с преодолением препятствий.

2. В рукопашной схватке в первую очередь применялись стрельба из огнестрельного оружия с близкого расстояния, навскидку, в упор и метание гранаты.

3.Холодное оружие, приемы единоборств применялись:

-при внезапном столкновении с противником "грудь с грудью";

-при отсутствии боеприпасов;

  • -при необходимости уничтожить врага бесшумно;

    - при неисправности оружия.

  • 4.Схватки в условиях непосредственного столкновения с противником характеризовались:

    а) многообразием приемов и действий холодным и личным оружием, без оружия;

    б) в большинстве случаев, внезапностью возникновения;

    в) скоротечностью, быстрым изменением обстановки.

    Это требовало от бойцов способности мгновенно ориентироваться в быстроменяющейся обстановке, инициативных, дерзких и решительных действий высокого уровня тренированности в приемах быстрой стрельбы, метаний гранат и рукопашного боя.

    .5.Огромное значение в рукопашной схватке имели взаимовыручка, слаженность коллективных действий.

      1.  
      2. Рукопашным схваткам часто предшествовали напряженные физические нагрузкипри атаке.

    7.Подготовка к рукопашному бою рассматривалась как способ привития бойцам двигательных навыков, умений действовать в атаке в ближнем бою, как важнейшее средство совершенствования морально-боевых качеств, стремления первым произвести выстрел, метнуть гранату, нанести удар холодным оружием и победить.

    После 2 Мировой войны военно-техническая революция достигает своего пика. Совершенствуются виды оружия, имеющие разрушительную мощь: ядерное, водородное, бактериологическое, метеорологическое и др. Развитие материальных средств ведения войны достигает этапа автономных и автоматизированных комплексов боевого оружия (П.Кроссер,1975). Это, с одной стороны, и вооружение личного состава ряда армий (в том числе и нашей) укороченным автоматическим оружием, с другой, временно и неоправданно сместили акценты во взглядах на роль ближнего и рукопашного боя в достижении победы над противником. Однако концепция "кнопочной войны" себя не оправдала. Опыт локальных конфликтов в Корее во Вьетнаме, на Фолклендских (Мальвинских) островах в Афганистане и Чечне показал, что существует достаточно высокая вероятность возникновения ближнего боя, который подчас принимает характер рукопашного (C.Ф. Ахромеев, В.А. Меримский,1980,1981; В.Н.Утенко,1986, В.Семенихин,1987; О. Томашко, 1988; FМ-21-150, R.Jeargan,1977, W.Latham,1977, L.Kursawe, 1983 и др.). Исход операции "Буря в пустыне" (Персидский залив, 1992 г.) во многом определили успешная деятельность групп радиоэлектронной борьбы, в тоже время велась подготовка разведывательных и диверсионных групп на нейтрализацию деятельности пунктов управления, связи. ПВО, Командных Пунктов армии Ирака (Ю.В. Лебедев и др. 1991; А.И. Цветков, В.А. Царьков, 1993 и др.).

    Таким образом, можно констатировать, что современный высокий военной уровень техники и вооружений снизил значимость подготовленности по рукопашному бою многих категорий военнослужащих. В тоже время существует ряд воинских специальностей, для которых рукопашный бой остается существенным компонентом их военно-профессиональной деятельности - это десантники, морские пехотинцы, разведчики, личный состав противодиверсионных формирований, подразделений специального назначения, личный состав внутренних войск и др. Однако психологический аспект готовности к рукопашному бою к борьбе с противником лицом к лицу продолжает оставаться актуальным для военнослужащих.

    В настоящее время рукопашный бой является разделом физической подготовки, тематическим разделом боевой подготовки для большинства военнослужащих, обязательным элементом подготовки к заступлению в караул, а также видом спорта, по которому проводятся Чемпионаты Вооруженных Сил России.

    РОСС - современное боевое искусство рукопашного боя в экстремальных ситуациях

    (раздел для спецподразделений).

    Бой во время загазованности, горных условий (недостаток кислорода) и психо-физической сверхусталости не дают возможности к мышечному напряжению и сократительной деятельности для концентрации усилий (например, удары, броска или принятия на себя удара ногой, оружия и т.п.). Это ведет к психологической неготовности к внезапному ведению рукопашного боя, к снижению психологической устойчивости и веры в победу над противником. Тренировка и занятия (полевые) с позиции расслабления мышц и психики, при выполнении двигательных действий укрепляют психо-физическое состояние, дают веру в победу, а значит и в управлении своими эмоциями, стрессами, страхом и паникой во время рукопашного боя.

    В РОСС имеются три категории тренированности:

    1. При полном расслаблении мышц и психики.

    2. В 75 % занятия проводятся от напряжения к расслаблению ( в основном ближний бой: дистанция вплотную - захваты и освобождения от них).

    3. В 25 % занятия проводятся от расслабления к напряжению и концентрации силы и энергии (ударная техника, метание, передвижения - переноска раненых, и т. п.).

    РУКОПАШНЫЙ БОЙ СРЕДНИХ ВЕКОВ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

    В Китае в начале средних веков, приблизительно VI веке возникает секта Чань (яп.Дзен), послужившая новым толчком в развитии искусства самообороны. Основателем нового течении в Буддизме - Чань ,буддизма ,являлся индийский монах-миссионер Бодхидхарма (VI век) ( Н.В.Абаев,1989 и др.). Свою деятельность в монастыре Шаолинь легендарный патриарх Чань-буддизма начал с обучения монахов искусству боевого единоборства, совмещая занятия по рукопашному бою со специальной психотехникой Чань.

    Как пишет Н.В.Абаев (1989): " ...одним из основных методов буддийской практики психической саморегуляции была, так называемая, медитация (санскр.дхьяна, кит. чань-на, чань), поэтому и в чань-буддизме она стала одним из главных методов психической тренировки и саморегуляции..." Следует отметить, что используя практику психической регуляции в процессе занятий единоборствами, монахи и воины опирались на традиции, сформировавшиеся еще в период раннего буддизма, предписывающие в процессе обучении не только подчинять, воспитывать и развивать волю человека или другие психические функции, но и управлять ( С.Радхакришнам,1956, Л.В.Янгутов,1983; S/Shaku 1961). Также как и даосы, занимающиеся по методу Чань считали, что самая сильная привязанность, которая пробуждает у людей наиболее острые эмоции является их привязанность к жизни..

    Именно по этой причине ими развивались такие формы военно-прикладного искусства, посредством которых тестировалось психическое состояние человека. Занятии боевыми единоборствами являлись прекрасным средством психической тренировки. Сам факт, что в поединке бойцу грозит реальная смерть, способствовал закалке воинов "изнутри". Так как возникающее чувство страха в таких условиях могло полностью парализовать все действия воина, то ситуация боевого единоборства, в которых не исключался смертельный исход расценивались как особенно благоприятные для тренировки невозмутимости и отстраненности (Н.В.Абаев,1981,1982; Chang Chen-Chi< 1959;Lu Kuan Vu,1964; Suzuki D.T.,1960). В таких ситуациях возбуждались многочисленные эмоции, к которым необходимо было практиковать бесстрастность или, использовать для повышения психофизиологической активности применительно к условиям боя. Так, например, внешне нужно было уметь демонстрировать ярость, ожесточенность, неистовость и т.д., а внутренне сохранять полное спокойствие. Таким образом уже в начале средних веков в Китае одно из главенствующих мест в подготовке воинов к единоборствам заняла психологическая подготовка (Н.В. Абаев, 1981;Н.Г.Цед, 1991

    г.) К этому периоду в Китае появляется большое количество различных школ и направлений боевых единоборств, продолжается процесс их дальнейшего развития и совершенствования.

    Приблизительно на рубеже, начиная от ХV до ХVII столетий, они окончательно складываются в систему ушу. Тогда же выделяются наиболее известные направления. По географическому положению они делятся на северную и южную школы. Стилевые особенности заключались в том, что на севере больше внимания уделялось технике ног (в поединке преобладали удары ногами, в том числе в прыжках;) на юге же преимущество отдавалось ударам руками. Кроме этого, и в той и в другой части страны практиковались владение холодным оружием и подручными средствами. Это были копья, мечи, ножи, палки, обыкновенные посохи, могли также употребляться мотыги, цепи, костыли и т.д. Как пишет А.А. Маслов (1990), в умелых руках любой предмет превращался в мощное средство защиты. Написать обо всех стилях как севера, так и юга Китая в рамках одного параграфа невозможно, так как до сих пор многие из них неизвестны, а уж известные потребовали бы такого объема работы, который по трудности сравним с составлением энциклопедического словаря. Отметим лишь то, что рукопашный бой в Китае в период средних веков сформировался, как целостная система физического и психического совершенствования. Причем рукопашный бой рассматривался, как великолепная система психологической подготовки воина.

    Аналогичным образом, развивались единоборства в Японии, Корее, Вьетнаме и других со предельных странах этого региона. В Японии -это - каратэ, дзю-дзютцу, айкидо, дзю-до. Кроме этого в Японии существовали клановые секты ниндзя и ямабуси, а также самурайская система подготовки. В Корее было распространено хапкидо и тхэкван-до, а во Вьетнаме - вьет-во-дао. В этих странах существовали своеобразные интерпретации китайского ушу, отражающие национальные особенности.

    Секреты воинских искусств в Японии уходят корнями в раннее средневековье и имеют прямые аналоги в воинских искусствах Китая, Кореи, Вьетнама, Бирмы (А.А. Долин, Г.В. Попов ,1990 и др.). В них входило обучение фехтованию, владению копьем, стрельбе из лука, вольтижировка, владение кистенем, рогатиной, железной палицей, палкой, шестом, багром и подручными видами оружия, а также включалась самооборона без оружия. Однако характерной особенностью рукопашного боя Японии, как и в Китае, являлся психофизический тренинг. Немаловажную роль сыграл Дзэн-Буддизм, включавший в свою практику дыхательные и медитативные упражнения. Целью психофизического тренинга в системе подготовки самураев, ниндзя и ямабуси являлось обретение психической способности адаптироваться к любой экстремальной ситуации (Minami Hiroshi, 1971; М.Nakayama, 1966).

    Следует отметить, что в конце средних веков, около XVII столетия на американском континенте возникает интересный вид боевого единоборства - капоэйра.

    История развития капоэйра связана с колониальным периодом в Бразилии. Чернокожие рабы, доставлявшиеся с восточного побережья Африки, привезли в Бразилию свои ритмы и культовые танцы. Маскируясь под исполнение африканских воинственных танцев невольники разрабатывали приемы защиты и нападения безоружного против, вооруженного противника. В технике капоэйра особое внимание уделялось ловкости и координации движений, практиковались удары в прыжках, переворотах, кульбитах и даже сальто. Кроме этого использовались передвижение в стойке на руках и в нанесении ударов ногами из таких положений.

    В настоящее время капоэйра входит в программу физической подготовки в армии

    Бразилии (Н.Г.Цед, 1991).

    РУКОПАШНЫЙ БОЙ НА РУСИ VI-XIV века

    В период средних веков на Руси элементы единоборств и некоторые способы ведения рукопашной схватки имели ярко выраженные особенности. В первую очередь это касается кулачных поединков получивших повсеместное распространение.

    Доблесть и мужество славянских воинов знали многие народы. Известно, что в 548 году шеститысячный отряд славян, во главе которого был "длиннобородый" Ильдигес (Илья) успешно воевал на стороне готов против римлян. Сведения об этом есть в западноевропейских сагах, героем которых был Илья Русский. Позднее византийский император Юстиниан принял его на службу, назначив начальником одного из отрядов дворцовой стражи (Г.Попов,1992 г). К себе на службу славянских воинов стремились взять многие правители. Так в VI веке император Маврикий Стратег писал: "Племена славян ... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... юноши их очень искусно владеют оружием" (цит. по материалам Г.Попова,1992). Об отваге и доблести славянских воинов писал и готский историк Иордан (см. "Очерки истории СССР...", 1958 г. стр. 45) .

    То, что на Руси складывалась своеобразная и достаточно эффективная система рукопашного боя доказывают упоминающиеся в былинах и летописях многочисленные победы её воинов: Мстислава Удалого над князем косогов Редедей, Никиты Кожемяки над печенежским богатырем.

    В летописи ХII века упоминается Демьян Куденевич, живший в Переславле Русском. Вместе с пятью товарищами и слугой он любил сразиться с многочисленными отрядами врагов, обращая их в бегство (Е.А.Разин,1955). В период монгольского нашествия Батыя бессмертную славу завоевал рязанский воевода Евпатий Львович Коловрат. Его отряд почти полностью погиб в неравном бою, но врагов было уничтожено в десять раз больше. Монгольский хан настолько был поражен их мужеством и ратной доблестью, что приказал похоронить погибших, а пятерых оставшихся в живых отпустил на свободу.

    Высокий уровень подготовки русских воинов обеспечивался тем, что еще в молодости молодежь получала необходимую подготовку в единоборствах во время боевых игр и игрищ. Вот что об этом пишут исторические источники: "Бои кулачные и палочные составляли для русской молодежи потеху, увеселение. Бои проходили, обыкновенно, в праздничные дни, при жилых местах, а зимой чаще всего на льду; собирались "охотники", составляли два враждебных лагеря и по данному сигналу бросались один на другого с криком для возбуждения, нередко тут же били в накры и бубны" (см. "История физической культуры в СССР.." 1940), правила ведения таких боев поражают благородством. Запрещались удары в пах, в спину, удары по лежащему ("лежачего не бьют"). Тот, кто нарушал эти правила, подвергался

    общественному презрению.

    В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Одной из форм обучения были поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Ратники штурмовали холм, стремясь захватить его вершину. Русские воины, как правило, не использовали тяжелые защитные латы. Основными качествами, на которые рассчитывал русский воин в бою, являлись ловкость, гибкость и быстрота реакции. Рукопашный (на древнеславянском языке - опаш) означает размахивать руками.

    Однако было бы неверным утверждение о том, что рукопашный бой на Руси представлял движения и удары только руками. Подтверждением тому служат старинные русские выражения, как, например, "Москва бьет с носка, имеется в виду подсечка или удар передней ногой, широко использовавшиеся в кулачных поединках в Москве.

    Кулачные бои в средние века на Руси являлись одним из способов подготовки воинов к сражениям. Поединки часто велись с использованием защитных приспособлений, прикрывавших руку от кисти до локтя.

    Как пишет исследователь славяно-горецкой борьбы А. Белов (1990): "... в яром бою воины нередко бросали наземь оружие и наносили удары коваными наручниками и чревцами, защищавшими руку до локтя. В более древние времена наруч представлял собой просто плетение сыромятных кожаных ремней". Это было связано с тем, что удар в наруче был увесист, а техника выполнения осуществлялась (при хорошей подготовке) легко и стремительно. Не были оставлены без внимания и ноги. Для их защиты использовались кольчужные или кожаные поножи. К поножам ремнями могли крепиться всевозможные крюки или шипы (А. Белов, 1990).

    Следовательно, при умелом использовании таких приспособлений нога воина могла представлять грозную силу.

    Несмотря на то, что в различных районах боевое единоборство называлось по- разному (у владимирцев - кружало, у псковичей - скобарь и т.д.) и в каждой местности вырабатывались свои излюбленные приемы, в средние века на Руси уже существовали четыре ярко выраженных направления в кулачном бое - это рязанское, московское, новгородское, и вятское. Примером ратного искусства и силы духа на Руси, также был период правления Святослава - 968 г.

    На Руси слагались народные эпические песни о богатырях и добрых молодцах, в которых описываются их подвиги и приключения. В народе эти повествования носили название "старин" или "старинушек", свидетельствуя о своей древности и притязании на достоверность.

    Российская история имеет немало примеров о славных победах русских воинов в битвах с врагами. Вспомним события, предшествовавшие Куликовской битве в 1380 году. Святой благоверный князь Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь за благословением преподобного Сергия Радонежского. Великий старец не только благословил князя на битву за Святую Русь, не только пророчествовал победу, но сделал, казалось бы, невозможное для монаха. Кроткий подвижник послал на бой двух смиренных иноков, Пересвета и Ослябю, "за послушание" отправив их с великим князем на Куликово поле. Именно Пересвет, монах-воин, и был богатырем, сразившимся перед началом битвы с татарским великаном Темир-Мурзою в период татаро-монгольского ига на Руси. В грандиозных рукопашных сражениях на Чудском озере (1242г.) и Куликовом поле (1380г.) наши предки разгромили захватчиков с севера и юга, что создало условия для объединения русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государства.

    Русь провела 2/3 времени своего существования в войнах. Что позволило накопить огромный опыт боевого искусства. Богатырство на Руси доблесть, мужество и храбрость воинов, их жертвенность ради победы основывалась на укладе жизни и в воспитании россов.

    На Руси не боялись смерти и с рождения готовились к ней. Особенно хотелось бы подчеркнуть, что воины не просто не боялись смерти или презирали ее, а радовались ей - смерти во благо , умирая с радостью и улыбкой на лице. Не было искусственной, как на Востоке подготовки к смерти, которая на протяжении всей жизни держит человека в страхе. На Руси готовились к смерти, как к другой неземной жизни и погибнуть за отечество и за други своя считалось великой честью.

    РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ, ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУКОПАШНОМУ БОЮ

    Основываясь на исторические факты можно сделать вывод, теория и методика единоборств постоянно пополнялась новыми знаниями, например, еще в период первых Олимпийских игр атлеты использовали отягощения для развития скоростно-силовых качеств. В Римской империи при подготовке гладиаторов применялись макеты оружия, защитное снаряжение подвижные тренажеры для отработки техники уклонов и нырков. Широко использовался принцип вариантности в обучении: гладиаторы проводили бои с противниками, вооруженными различным оружием в т. ч. групповые бои. Эти методические приемы получили дальнейшее развитие в средние века. Например, в Англии и Франции в средние века для упражнений с копьем и мечом применялся специальный спортивный снаряд - кентэн (quintaine). На кол, вбитый в землю, подвешивались доспехи и щит, а иногда и просто бочка. Обучаемым ставилась задача так атаковать противника, чтобы кеттэн, желательно вместе с колом, упал на землю. Проводились рыцарские турниры, например, так называемый "бухурт" представлял собой групповой бой двух шеренг. Или "Тъост" - единоборство двух рыцарей. Практиковался также бой одного против целой шеренги воинов. В целом турниры являлись своеобразными рыцарскими маневрами, и служили проверкой физической и боевой подготовленности участников.

    В России излюбленной молодецкой забавой были кулачные и палочные бои "стенка на стенку" бои на кургане за захват вершины и т.п.

    Первые книги по единоборствам (искусству фехтования) в Европе были изданы в конце XIV века в Германии. Одна из них написана мастером Оттом (книга, к сожалению, не сохранилась). Другая книга в 1388 году мастером Лихтенауэром: " Я обучал молодых рыцарей фехтованию мечом даже стоя на лошади, в доспехах и без них", - писал известный мастер (В.Оливова, 1985). В середине ХУ века вышел в свет 3-томный труд мастера Ганса Толгоффера. В первой книге (1443) повествуется о ходе поединка. Во второй (1459) - раскрываются секреты фехтовального мастерства. В третьей, иллюстрированной 258 рисунками, даны конкретные указания относительно способов ведения поединка, как без оружия, так и с помощью длинных ножей, топоров, больших колющих щитов, мечей, кинжалов, книги мастеров Отто, Лихтенауэра и Толгоффера заложили основы немецкой школы фехтования (G.Неrgsе1, 1887).

    Широкую известность трудов по фехтованию, изданных в Германии в ХУ1 веке, получила книга Гектора Майера. В ней получили описание не только существующие виды фехтования, но особое внимание уделяется фехтованию на мечах, приводится 120 боевых позиций.

    Во Франции первая книга по фехтованию датируется лишь 3-ми годами XVI века. Объясняется это просто, единоборства с оружием были настолько распространены и популярны, что необходимость обучать по книгам отсутствовала.

    Первым испанским автором, издавшим теоретический труд по искусству обращения с оружием, являлся Херонимо Санчес де Карранза. Он обобщил практический опыт мастеров оружейных школ и странствующих учителей, а также систематизировал теоретические изыскания по искусству фехтования в Испании. Де Карранза составил каталог позиций и выпадов, взяв за основу математические правила. В дальнейшем эту работу продолжил его ученик - Дон Лупе Пачеко де Нарваес. Благодаря им, искусство владения оружием стало изучаться и совершенствоваться на основе точных наук: алгебры и геометрии. Каждое движение с оружием в руке было выражено математической формулой, перемещение фехтовальщиков исследованы с помощью геометрических схем.

    Изменение в технике фехтования произошло в период Эпохи Возрождения. В первой половине XVI века в Италии были изданы пособия, заложившие фундамент теории обращения с оружием. Отцом итальянского фехтования по праву считается Ахилле Мароццо. Его труд под названием "Ореrа Nоvа di Асhi11е Маrоzzo, Boloqneze, Maestro General de l 'armi" (1536), богато иллюстрированный рисунками, в течение 1536-1616 г.г. переиздавался 5 раз. В нем обобщены все виды фехтования, существовавшие в Италии, которые объединены в определенную систему. Мароццо уделяет внимание и психологической подготовке к поединку, подчеркивая, что фехтовальщик не должен испытывать чувства страха перед противником и приступать к поединку в спокойном состоянии духа.

    Большим шагом вперед стала книга инженера и математика Камилло Аггриппы " Trattato di Scientia d 'Armi, con un Dialogo di filosofia, di Camillo Aggrippa, Milanese" (1553),который был не профессионалом, а любителем фехтования. Этот труд переиздавался трижды: в 1553,1568 и 1604 годах. На основе своих знаний математики, он вычислил оптимальные траектории ударов из различных исходных позиций, оптимальные защитные действия, а также упростил поединок, выделив в нем четыре главные позиции. Особое внимание Агриппа уделял упражнениям, подчеркивая их значения для совершенствования человеческого тела и укрепления здоровья. В книге Агриппы умение обращаться оружием впервые представлено, как нечто более важное, чем просто средство обороны и нападения (В.Оливова,1985).

    Венцом теоретической разработки искусства фехтования эпохи Возрождения по праву считается книга итальянского мастера Сальваторе Фабриса "De lo Schermo overa scienza d 'armi"(1606). Этот труд издан в Копенгагене т.к. Фабрис состоял при датском дворе. Совершая путешествие по Европе, Фабрис изучал местные особенности фехтовального искусства. После тщательного отбора он включил наиболее эффективные элементы в школу итальянского фехтования. Этот труд, систематизировавший существовавшие тогда, направления фехтования, заложил основы универсального европейского искусства фехтования (В.Оливова,1985).

    Во второй половине ХVI века искусство владения оружием стало не отъемлемой частью системы образования в университетах Италии. Что касается европейской системы Образования, то абсолютное большинство ведущих педагогов одним из обязательных элементов в физическом воспитании молодого поколения считали единоборства (см. таб.)

    В России вследствие медленного распространения грамоты традиционная русская школа рукопашного боя стала оформляться лишь в ХVII-ХVIII в.в. В 1647 году был издан первый русский воинский устав "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", в котором основная часть была отведена приемам владения холодным оружием. В 1700 году при непосредственном участии Петра 1 вышел первый строевой устав "Кратное обыкновенное учение", где впервые даны основы строевого и тактического обучения по владению огнестрельным оружием со штыком.

    Большую работу в становлении российской школы рукопашного боя сыграли выдающиеся военноначальники: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Драгомиров и др. Александр Васильевич Суворов в своих работах "Полковое учение" и "Наука побеждать" развил принципы доступности и последовательности в обучении. Он требовал от офицеров учить солдат "без жестокости и торопливости, с подробным растолковыванием и показанием", а на завершающем этапе обучения проводить комплексные тренировки в штыковых атаках. Выдающийся полководец Ф. Ф. Ушаков уделял большое внимание подготовке моряков к рукопашному бою, внедрив на флоте проведение так называемых "абордажных игр".

    В целом, в ХУ111 и в начале XIX в.в. в российской армии использовалась одна из прогрессивных систем рукопашного боя. Однако к середине 50-х годов XIX века эта традиция стала теряться из-за внесения в боевую подготовку чуждых российской армии прусских порядков - постоянной муштры и палочной дисциплины. Виной этому стала неудача в Крымской компании (1853-1856) г.г. после чего были предприняты попытки улучшить боевую и физическую подготовку войск. Так в программы обучения большинства воинских частей с конца 50-х г. Х1Х века включается наряду с гимнастикой фехтование и штыковой бой, а в 1861 издаются новые "Правила для употребления в бою штыка" Этот документ состоял из четырех частей, в которых описывалась техника уколов, ударов, передвижений, отбивов, обманов; тактика их применения, приводилось описание вольного боя на штыках. Согласно "Правилам..." в войсках вводилось фехтование на ружьях с пружинным штыком, а также стали обязательными и ежедневные занятия по штыковому бою.

    В дальнейшем в Русской армии выпускалось ряд руководств по подготовке войск к рукопашному бою (1879,1881,1907,1910). В их числе необходимо отметить и "Обучение штыковому бою" (1907), в котором учтен опыт русско-японской войны. Особое внимание в этом документе уделяется проведению вольных боев, в том числе групповых. В советское время рукопашный бой как дисциплина боевой подготовки получил свое дальнейшее развитие. В начале следует отметить, что рукопашный бой является одним из самых первых видов физической подготовки, по которому проводились занятия с бойцами Красной Армии.

    Так, в 1919 в числе первых советских документов по физической подготовке была разработана программа занятий по рукопашному бою. В этот же период в качестве дополнения к "Строевому пехотному уставу РККА" было утверждено руководство "Обучение штыковому бою". Уже в нем закладывались основы, методики комплексной тренировки в преодолении препятствий, рукопашном бое, метании гранат и развитии морально-боевых качеств.

    В 1922 году "Программа по физической подготовке Красной Армии" обобщая опыт гражданской войны, впервые помимо владения холодным оружием, выделила раздел "Способы защиты и нападения без оружия". Вводились приемы бокса и борьбы. В целом на рукопашный бой выделялось 25% учебного времени. В качестве общей направленности этого документа следует отметить реализацию принципа: и учить войска в мирное время тому, что придется им делать на театре военных действий. Кроме того, данная Программа указывала на необходимость проведения в процессе тренировки в полевых условиях комплексных соревнований, включающих преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой.

    В конце 1922- начале 1923 г.г. согласно приказа РВСР ? 2580 в клубах РККА создаются кружки физической культуры - будущие спортивные клубы армии, которые начинают культивировать в числе других видов спорта разделы рукопашного боя "Способы защиты и нападения без оружия" и "Владение холодным оружием". Это сыграло важную роль в развитии массового спорта в Красной Армии.

    Чуть позднее (16 апреля 1923 года) учреждено Московское пролетарское спортивное обществ "Динамо", где была открыта секция самозащиты, которую возглавил В.А.Спиридонов.

    Военная реформа 1924-1925 г.г. коснулась и физической подготовки военнослужащих. В 1923-1925 г.г. издается первое официальное руководство по физической подготовке "Физическая подготовка Рабоче-крестьянской Красной Армии и допризывной молодежи".

    Оно закрепило разделение содержание рукопашного боя на два раздела: "Владение холодным оружием" (кн.6,1923) и "Способы защиты и нападения без оружия" (кн.8, 1925). Первый раздел делился на две части "Владение саблей" и "Владение винтовкой на прохождение, которых отводилось 88 и 46 часов, соответственно. Однако содержание руководства владению холодным оружием в основном сводилось к неприменимым в бою, чисто спортивным приемам фехтования, а методика обучения обеспечивала развитие качеств и навыков для успешных действий в, ближнем бою.

    В качестве положительного момента нужно отметить, что в приложении к Руководству по владению винтовкой (с 115) даны указания правил соревнований в ведении командного боя на винтовках с эластичным штыком и соревнований "в атаке позиций". В целом же, как отмечает А.П.Варакин (1956). Новое руководство было схоже с "Руководством по штыковому бою" Русской армии 1907 года, а подготовка по рукопашному бою в частях сводилась, в основном к отработке подготовительных приемов, т.е. гимнастике с оружием.

    В то же время предназначение рукопашного боя в Боевом уставе пехоты (1928) было сформулировано в лучших традициях Красной армии: "...путем упорного настойчивого движения сочетаемого с огнем, преодолеть все препятствия, противопоставленные противником, сойтись с ним грудь с грудью, решительной рукопашной схваткой окончательно сломить его сопротивление и уничтожить его живую силу" (п.3-а). "Для успеха атаки необходима бесповоротная решимость бойцов, несмотря на все препятствия, во что бы то ни стало пробиться до рукопашной схватки с противником и уничтожить его (п.75).

    Таким образом, в эти годы наметилось разногласие между целью и задачами по подготовке военнослужащих к рукопашному бою с одной стороны и средствами и методами их достижения, с другой стороны. В деле дальнейшего совершенствования, рукопашного боя важную роль сыграло издание в 1929 году "Временного руководства по обучению рукопашному бою в РККА" и в 1930 году "Временного руководства по штыковому бою". Из программы обучения штыковому бою были изъяты академические фехтовальные приемы, а техника приемов упрощена и значительно приближена к условиям реальной обстановки боя. В 1930- году для оперативных сотрудников ГПУ и милиции Н.Н. Ознобишиным было выпущено руководство "Искусство рукопашного боя". В нем, на основе личного опыта, а также обобщения приемов из английского и французского, бокса, японской борьбы джиу-джитсу, и некоторых зарубежных полицейских единоборств разработана система, в основанная на применение способов ведения боя в зависимости от дистанции с противником. На расстоянии от 6 м и более используется огнестрельное оружие; 4 м - удары палкой, тростью; 2-3 м удары ногами; 1-2 м - удары руками; в захвате с противником в стойке и лежа на земле - джиу-джитсу.

    Ярким примером того, какое значение придавалось рукопашному бою в деле воспитания молодежи, служит тот факт, что в 1932 году в комплекс ГТО 2 ступени, было включено 47 боевых приемов. Кроме того мужчины, сдающие нормы ГТО по самозащите, должны были провести 5-минутную вольную схватку по спортивным правилам дзюдо и вольный бой на винтовках с эластичным штыком.

    В 1927 году помощник инспектора физической подготовки РККА Г.А.Калачев издал методическое пособие "Штыковой бой". В 1928 году вышли книги М.Солоновича "Самооборона и нападение" и А.Бутенко "Самозащита без оружия". В 1930 году Н.Н.Ознобишин выпустил для сотрудников ГПУ и милиции руководство "Искусство рукопашного боя".

    В истории становления советской системы рукопашного боя особое место занимает Василий Сергеевич Ощепков.

    Большим вкладом в дальнейшее развитие теории и практики рукопашного боя явилась разработка и издание кафедрой рукопашного боя и фехтования Военного факультета ГЦОЛИФКа Наставления по подготовке к рукопашному бою РККА (НПРЕ-38). Его авторами были Т.И.Климов (начальник кафедры), Ю.К. Мордовин, В.В. Вышпольский и Н.М.Галковский. Обобщая опыт ведения боевых действий против японских войск, этот документ объединяет в единый комплексный раздел приемы и действия рукопашного боя, способы передвижения, преодоления препятствий и метания ручных гранат. Назвали: "Подготовка к рукопашному бою" Авторы НПРБ -38 подчеркивали: "Подготовка к рукопашному бою является одним из важнейших разделов боевой подготовки командиров и бойцов к действиям во время атаки, т.е. в ответственейший и самый напряженный момент боя. Обучению и тренировке в рукопашном бою подлежат все бойцы, командный и начальствующий состав РККА" (с.5)

    Наставлением рекомендованы упражнения, способствующие закреплению навыков ведения поединка в усложненных условиях. Одним из них был бой невооруженного с противником, вооруженным винтовкой с эластичным штыком. Кроме того, была разработана система контрольных упражнений, представляющих собой скоростное преодоление различных по сложности полос препятствий с метанием гранат и поражением целей штыком и прикладом.

    Наставление послужило определенным толчком к более широкому развитию спортивно- массовой работы по рукопашному бою. С 1939 года стали проводиться соревнования по двоеборью (преодоление 150-метровой полосы препятствий и бой на винтовках с эластичным штыком или мягким наконечником), начиная от первенства части и заканчивая первенством РККА и СССР. Большой охват военнослужащих при проведении соревнований значительно повысил

    уровень подготовленности к преодолению препятствий и рукопашному бою.

    В 1941 году с учётом опыта боев на Севере (1939-1940 г.г.) и на Дальнем Востоке (1938-1939 г.г.) авторским коллективом в составе Г.А.Калачева, А.А.Тарасова, Н.И.Харламова, И.Н.Григорьева, К.Т.Булочко, Б.А.Сагателяна издается новое "Руководство по подготовке к рукопашному бою Красной Армии" (РПРБ-41). Усиливаются требования к выполнению приемов в различной обстановке, доведению их до автоматизма обучения, максимально приближается процесс к условиям полевой обстановки. С этой целью комплексная тренировка должна проводиться на тактических занятиях и на стрельбах в виде коротких эпизодов различных боевых действий (РПРЕ-41, С.92).

    Отказавшись от проверки подготовленности бойца по нормативам на стандартных полосах препятствий, руководство вводит проверку техники выполнения отдельных приемов в марше на 5 км с последующим преодолением 250-300-метровой произвольной штурмовой полосы. Однако как показали исследования А.П.Варакина (1956), отказ от разработанных ранее нормативов сыграл отрицательную роль в практике боевой подготовки войск.

    Великая Отечественная война потребовала быстрой перестройки в системе подготовки резервов и пополнения для фронта. С 1942 года для запасных частей была разработана 3-месячная программа боевой подготовки: (15 занятий по ОФП и 25 занятий по РБ). Великая Отечественная война является богатейшим источником совершенствования методики обучения войск. Однако анализ некоторых послевоенных документов по физической подготовке приводит к выводу, что не отражен передовой опыт отечественной системы подготовки военнослужащих к ближнему бою. Более того, в НФП - из раздела "Рукопашный бой" исключаются действия подручными средствами, приемы нападения и защиты без оружия, а в программу действий с карабином вводится ряд академических фехтовальных приемов.

    В последующих Наставлениях (НФП-54,НФП-66, НФП-78) эти недостатки устраняются, однако в содержании раздела начинает превалировать тенденция, которая, в последующем, не получила ни теоретического обоснования, ни подтверждения практикой. Речь идет о том, что, начиная с НФП-59, приемы и действия с личным оружием неоправданно отходят на второй план (рис.).

    В первую очередь, это связано с последствиями военно-технической революции, в период которой развитие материальных средств ведения войны достигло этапа автоматизированных комплексов боевого оружия и механизированной техники (П.Кроссер, 1975), а мощность оружия - огромной разрушительной силы. Появление ядерного оружия, с одной стороны и вооружение личного состава укороченным автоматическим оружием, с другой, временно и неоправданно сместило акценты во взглядах на роль ближнего боя в достижении победы над противником, что, в свою очередь, негативно отразилось на развитии рукопашного боя. В 1952 году последний раз проводятся соревнования по рукопашному бою. С 1967 года в Советской Армии перестают развивать такой важный военно-прикладной вид, как фехтование на карабинах с эластичным штыком.

    В итоге, практически до недавнего времени спортивно-массовая работа по рукопашному бою в Вооруженных Силах не проводилась (за исключением ВДВ, а также специальных ведомств - МВД и КГБ) Опыт войны в Афганистане внес существенные коррективы в подготовку по рукопашному бою, увеличив время на обучение.

    РУКОПАШНЫЙ БОЙ В РОССИЙСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ, КАК СРЕДСТВО

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

    Современный бой предъявляет высокие требования к психологической устойчивости военнослужащих в стрессовых ситуациях, более того психологическая подготовка является обязательным компонентом боевой учебы. Однако она имеет свои особенности, выражаемая в формировании психической устойчивости и внутренней готовности каждого военнослужащего к решительным и самоотверженным действиям, вплоть до самопожертвования (А.В.Барабанщиков, В.П.Давыдов и др., 1986; В.Л.Марищук, 1988; О.Томашко, 1988 и др.), (под психологической устойчивостью понимается сохранение нормального функционирования психических процессов ощущений, восприятии, представлений, внимания, памяти, воображения, воли и чувств).

    Процесс формирования психологической устойчивости у военнослужащих - заключается в создании напряженной обстановки, а также в систематическом увеличении физических и психологических нагрузок. Это достигается различными способами, наиболее распространенными являются:

    1.Применение интенсивных световых и звуковых раздражителей, характерных для боя.

    2. Создание дефицита времени и информации, отводимого для выполнения поставленных задач.

    3.Внесение элементов внезапности, требующих незамедлительных и четких действий.

    4.Максимальное (кратковременное) приближение учебных тренировочных процессов

    к боевым: возникновение реальной опасности и риска.

    Следует отметить, что деятельность воинов в рукопашной схватке в полевой обстановке на фоне преодоления препятствий полностью отвечает этим требованиям. А в качестве характерных особенностей можно назвать следующие:

    1.Непосредственное, лицом к лицу, столкновение с противником.

    2.Прочувствование опасности.

    3.Широкий диапазон действий.

    4.Активное противоборство противника, его агрессивность.

    5.Дефицит времени на принятие решений, необходимость принятия молниеносных решений и немедленное их осуществление.

    6.Дефицит информации, возможная маскировка противником своих действий.

    В рукопашном единоборстве большое значение имеет прогнозирование действий противника, а также эмоциональная устойчивость, которая должна обеспечить адекватное ориентирование бойца в пространстве и во времени.

    Поэтому процесс подготовки к рукопашному бою и действиям на поле боя приучает активно действовать в условиях повышенных психических нагрузок, способствуя развитию таких волевых качеств как самообладание, стойкость, мужество. Уникальность практики рукопашного боя и любых боевых искусств (вне зависимости от их специфики) состоит в том, что в процессе занятий моделируются с различной степенью условности ситуации прямого противоборства с противником, причем противоборства не абстрактного, а "конкретного", лицом к лицу. Военнослужащий (солдат, курсант или кадет, офицер) старается обязательно

    победить противника.

    Психологический аспект этого явления для военнослужащих неоценим. Многократное "прорабатывание" при положительном подкреплении создает устойчивые связи в психике обучаемых, развивает такие важнейшие для воина качества как смелость, уверенность в собственных силах при сближении с противником, психическую устойчивость в стрессовых ситуациях, связанных с риском для жизни, настойчивость в достижении цели, решительность в действиях, стремление атаковать первым и победить. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что рукопашный бой и боевые искусства будут и дальше занимать важное место в боевой подготовке, в системе военного обучения и воспитания.

    В заключении, можно сказать, что системно-исторический анализ эволюции рукопашного боя, как формы ведения вооруженной борьбы позволил выявить его тесную взаимосвязь с развитием вооружения, военной техники и способов ведения боевых действий. При этом вплоть до первой трети ХХ века рукопашный бой продолжал оставаться неотъемлемым и важнейшим компонентом боевых действий. В дальнейшем по мере совершенствования оружия массового поражения рукопашный бой трансформировался в тематический раздел (в России) или предмет (во многих странах мира) боевой и физической подготовки и военно-прикладной и спорта. Однако в полной мере сохранилась его психологическая значимость как средства формирования морально-боевых качеств и психической готовности к стрессовым, факторам ближнего боя, к сближению с противником и уверенности в победе над ним в рукопашной схватке.

    В армиях ведущих стран мира подготовке военнослужащих к рукопашному бою уделяется достаточно большое внимание, а оценка по нему является одним из компонентов готовности к боевым действиям. В различных регионах мира сложились достаточно отличающиеся системы рукопашного боя, имеющие ярко выраженные особенности, которые отражают своеобразие культурных, религиозных, философских и других традиций народов, населяющих эти регионы.

    Наиболее известными являются дальневосточные системы (Китай, Япония, Вьетнам, Корея) и европейские, среди которых одно из ведущих мест занимает российская. Особенно активно отечественная система рукопашного боя развивалась в ХХ веке в советский период. Этот период можно условно разделить на пять этапов.

    Первый этап (1917-1920-е годы) характеризуется расширением содержания, включением в арсенал средств рукопашного боя приемов борьбы и бокса, зарождением основ спортивной работы по этому разделу.

    Второй этап (конец 1920 - 1940 г.г.) - дальнейшее совершенствование методики обучения, разработка цельной системы комплексного обучения преодолению препятствий, рукопашному бою и метанию гранат, широкое распространение спортивной работы, признание огромной важности этого раздела в деле обучения и воспитания военнослужащих.

    Третий этап (1941-1945 г.г.) - создание и внедрение в практику боевой подготовки войск программы ускоренного обучения рукопашному бою. В годы Великой Отечественной войны рукопашный бой являлся одним из главных разделов физической подготовки.

    Четвертый этап (1945-начало 1980-х годов) характеризуется неоправданным принижением роли рукопашного боя как средства воспитания военнослужащих, снижением прикладности раздела, изменением структуры содержания в сторону преобладания приемов и действий без оружия, уменьшением времени на обучение, прекращением спортивной работы по рукопашному бою.

    Пятый этап (середина 80-х годов - по настоящие время). Практика боевой подготовки войск, события в Афганистане выявили существенные проблемы в вопросах обучения военнослужащих рукопашному бою, слабую реализацию больших прикладных и воспитательных возможностей этого вида единоборств, серьезные недостатки в содержательной, методической и особенно в психологической сторонах обучения.

    Многие из указанных недостатков устранены в новом Наставлении по физической подготовке (НФП -87). Однако целый ряд проблем рукопашного боя еще стоит на повестке дня. Для их устранения, на наш взгляд необходимо провести структурный и функциональный анализы системы подготовки по рукопашному бою личного состава Российских Вооруженных Сил и изучить положительный опыт зарубежных армий.