Home Лаборатория
Назад Оглавление Вперед

2. Методические указания

Одним из наиболее эффективных путей повышения надежности и безопасности работы производства, снижения количества аварий и инцидентов является компьютерный тренинг операторов на базе точных динамических моделей процессов. При этом предаварийные и аварийные ситуации проигрываются на тренажере в “реальном времени”, что предоставляет обучаемому широкие возможности приобретения и закрепления навыков управления в нештатных режимах.

Эффективность применения компьютерно—тренинговой системы заключается в следующем:

  • повышение профессионального уровня и технологической дисциплины эксплуатационно—технологического персонала;

  • обеспечение необходимой профессиональной базы и быстрой переподготовки для ротации кадров внутри цеха и предприятия;

  • получение объективной оценки квалификации и профессиональных возможностей для повышения разряда, поощрения и сокращения кадров на предприятии;

  • возможность накопления и передачи производственного опыта.

  Современные подходы к оценке качества профессиональной подготовки основаны на поиске баланса двух пар противоположных тенденций в современной дидактике: механизация - гуманитаризация и индивидуализация - коллективизация. Такой подход гораздо эффективнее, чем ранее принятые, но делает более сложными процессы постановки целей обучения и процедуры определения степени достижения этих целей.
      Традиционный подход к заданию целей обучения через требуемые знания, умения и навыки сохраняется , но с некоторой формализацией этих понятий применительно к конкретному виду деятельности. Для оператора сложной установки эти понятия можно определить следующим образом.
      Знания - это сведения о свойствах материалов, технологических процессах, устройствах (принципах их работы и правил эксплуатации), способах управления и контроля.
      Умения - это система действий, направленная на решение конкретных производственных задач. Отдельно взятое действие отождествляется и понимается как система операций, связанная с решением определенной задачи. Освоенное действие может стать операцией и войти в состав другого более сложного действия.
      Навык - это доведенное до автоматизма умение.
      Умения и навыки базируются на знаниях, полученных на этапе теоретического обучения с помощью АОС, но формируются в основном на тренажерах. Для операторов сложных систем тренажеры являются единственным средством для отработки навыков действий в аварийных и нештатных ситуациях. В зависимости от решаемых задач тренажеры можно разделить на четыре группы:

  1. Функциональные тренажеры, предназначенные для формирования наиболее простых и завершенных навыков работы с определенным устройством, органом управления и/или индикации.
  2. Процедурные тренажеры, предназначенные для формирования навыков индивидуальных действий по управлению определенным технологическим процессом в штатных, нештатных или аварийных ситуациях.
  3. Комплексные тренажеры, предназначенные для отработки навыков сложных действий в составе одной бригады в различных ситуациях.
  4. Групповые тренажеры, предназначенные для отработки взаимодействия нескольких подразделений (групп, бригад, отделов и т.д.) в различных ситуациях.

Требования к тренажерам по критерию формирования типовых навыков

Тип навыков Требования к тренажеру Результат тренинга
Сенсорные
Перцептивные
Аттенционные
Точная имитация индикаторов и сигналов Правильная реакция на сигналы
Мгновенная оценка ситуации
Оптимальное распределение внимания
Мнемонические
Имажинитивные
Мыслительные
Точная имитация индикаторов, сигналов, органов управления + адекватная модель процесса Безопасное забывание
Адекватная концептуальная модель процесса
Принятие верного решения
Сенсомоторные
Перцептивно-моторные
Точная имитация органов управления и прилагаемых усилий Реализация решений с помощью распределенной системы управления
Реализация решений с помощью реальных органов управления

          Из данной таблицы видно, что многие навыки могут быть сформированы только в том случае, если при обучении используются тренажеры, в которых заложена модель реальных процессов, устройств отображения информации и органов управления.
      Несомненно, что качество тренажера, учитывая сложность процессов, в основном будет зависеть от адекватности динамической модели. Но как средство обучения тренажер должен отвечать общим психолого-педагогическим требованиям, которые формулируются следующим образом:

  • Навыки, формируемые на тренажере, должны по своей структуре соответствовать навыкам трудовой деятельности.
  • Тренажер не должен формировать навыки, дающие отрицательный эффект при переходе в реальные условия.
  • Тренажер должен предусматривать возможность варьировать условия выполнения действия.
  • Тренажер должен обеспечивать регистрацию результатов для последующего анализа.
  • Тренажер должен иметь выраженную методическую целенаправленность и обеспечен необходимым количеством упражнений.

     Целенаправленная деятельность обучаемого возможна лишь на основе усвоения информации о сущности изучаемого процесса, его месте в общей системе знаний и связи с другими ранее изученными процессами. На основе этой информации начинается ключевой этап формирования ориентировочной основы действия (ООД), т.е. изучаются правила и методы выполнения деятельности, которые собственно и составляют основу будущего навыка.
      После этого наступает материальный этап, на котором обучаемый самостоятельно реализует схему ООД, решая предложенные ему задачи.
      На речевом и умственном этапе происходит отработка и закрепление полученного навыка в динамике и условиях близким к производственным. При этом уясняется роль и место навыка в общей структуре ранее полученных навыков и формируется умение определять наиболее рациональные условия реализации конкретного навыка.
      На завершающем этапе отрабатываются навыки сложных действий в составе бригады. Основное внимание на данном этапе уделяется отработке взаимодействия всех членов бригады в различных штатных, нештатных и аварийных ситуациях.
      Окончательная доводка и коррекция навыков осуществляется непосредственно на рабочем месте.

Назад Оглавление Вперед