|
2.
Методические указания
Одним из наиболее
эффективных путей повышения надежности и безопасности работы производства,
снижения количества аварий и инцидентов является компьютерный тренинг
операторов на базе точных динамических моделей процессов. При этом
предаварийные и аварийные ситуации проигрываются на тренажере в “реальном
времени”, что предоставляет обучаемому широкие возможности приобретения и
закрепления навыков управления в нештатных режимах.
Эффективность применения компьютерно—тренинговой системы заключается в
следующем:
- повышение профессионального уровня
и технологической дисциплины эксплуатационно—технологического персонала;
- обеспечение необходимой
профессиональной базы и быстрой переподготовки для ротации кадров внутри
цеха и предприятия;
- получение объективной оценки
квалификации и профессиональных возможностей для повышения разряда,
поощрения и сокращения кадров на предприятии;
- возможность накопления и передачи
производственного опыта.
Современные подходы к оценке качества профессиональной
подготовки основаны на поиске баланса двух пар противоположных тенденций в
современной дидактике: механизация - гуманитаризация и индивидуализация -
коллективизация. Такой подход гораздо эффективнее, чем ранее принятые, но
делает более сложными процессы постановки целей обучения и процедуры
определения степени достижения этих
целей. Традиционный подход
к заданию целей обучения через требуемые знания, умения и навыки сохраняется
, но с некоторой формализацией этих понятий применительно к конкретному
виду деятельности. Для оператора сложной установки эти понятия можно
определить следующим образом. Знания -
это сведения о свойствах материалов, технологических процессах,
устройствах (принципах их работы и правил эксплуатации), способах
управления и контроля. Умения - это
система действий, направленная на решение конкретных производственных
задач. Отдельно взятое действие отождествляется и понимается как система
операций, связанная с решением определенной задачи. Освоенное действие
может стать операцией и войти в состав другого более сложного
действия. Навык - это доведенное до
автоматизма умение. Умения и навыки
базируются на знаниях, полученных на этапе теоретического обучения с
помощью АОС, но формируются в основном на тренажерах. Для операторов
сложных систем тренажеры являются единственным средством для отработки
навыков действий в аварийных и нештатных ситуациях. В зависимости от
решаемых задач тренажеры можно разделить на четыре группы:
- Функциональные тренажеры,
предназначенные для формирования наиболее простых и завершенных навыков
работы с определенным устройством, органом управления и/или индикации.
- Процедурные тренажеры,
предназначенные для формирования навыков индивидуальных действий по
управлению определенным технологическим процессом в штатных, нештатных
или аварийных ситуациях.
- Комплексные тренажеры,
предназначенные для отработки навыков сложных действий в составе одной
бригады в различных ситуациях.
- Групповые тренажеры,
предназначенные для отработки взаимодействия нескольких подразделений
(групп, бригад, отделов и т.д.) в различных ситуациях.
Требования к тренажерам по критерию формирования типовых
навыков
Тип навыков |
Требования к тренажеру |
Результат тренинга |
Сенсорные Перцептивные Аттенционные |
Точная имитация индикаторов и сигналов |
Правильная реакция на сигналы Мгновенная оценка
ситуации Оптимальное распределение внимания |
Мнемонические Имажинитивные Мыслительные |
Точная имитация индикаторов, сигналов, органов управления +
адекватная модель процесса |
Безопасное забывание Адекватная концептуальная модель
процесса Принятие верного решения |
Сенсомоторные Перцептивно-моторные |
Точная имитация органов управления и прилагаемых усилий |
Реализация решений с помощью распределенной системы
управления Реализация решений с помощью реальных органов
управления |
Из данной таблицы видно, что многие
навыки могут быть сформированы только в том случае, если при обучении
используются тренажеры, в которых заложена модель реальных процессов,
устройств отображения информации и органов
управления.
Несомненно, что качество тренажера, учитывая сложность процессов, в
основном будет зависеть от адекватности динамической модели. Но как
средство обучения тренажер должен отвечать общим
психолого-педагогическим требованиям, которые формулируются следующим
образом:
- Навыки, формируемые на
тренажере, должны по своей структуре соответствовать навыкам трудовой
деятельности.
- Тренажер не должен формировать
навыки, дающие отрицательный эффект при переходе в реальные условия.
- Тренажер должен предусматривать
возможность варьировать условия выполнения действия.
- Тренажер должен обеспечивать
регистрацию результатов для последующего анализа.
- Тренажер должен иметь выраженную методическую
целенаправленность и обеспечен необходимым количеством упражнений.
Целенаправленная деятельность обучаемого
возможна лишь на основе усвоения информации о сущности изучаемого
процесса, его месте в общей системе знаний и связи с другими ранее
изученными процессами. На основе этой информации начинается ключевой этап
формирования ориентировочной основы действия (ООД), т.е. изучаются правила
и методы выполнения деятельности, которые собственно и составляют основу
будущего навыка. После этого наступает
материальный этап, на котором обучаемый самостоятельно реализует схему
ООД, решая предложенные ему задачи. На
речевом и умственном этапе происходит отработка и закрепление полученного
навыка в динамике и условиях близким к производственным. При этом
уясняется роль и место навыка в общей структуре ранее полученных навыков и
формируется умение определять наиболее рациональные условия реализации
конкретного навыка. На завершающем этапе
отрабатываются навыки сложных действий в составе бригады. Основное
внимание на данном этапе уделяется отработке взаимодействия всех членов
бригады в различных штатных, нештатных и аварийных
ситуациях. Окончательная доводка
и коррекция навыков осуществляется непосредственно на рабочем месте.
|
|