Home Лаборатория
Назад Оглавление Вперед

Введение

Возникнув в США на рубеже XIX и XX веков как одно из направлений экономических исследований и управленческой практики, маркетинг рассматривался в тесной связи с рыночной капиталистической экономикой в качестве одного из ее важных элементов. Между тем инструменты маркетинга позволяют ему в любой экономической ситуации выполнять функцию социального ориентирования сферы производства, услуг. В этом смысле маркетинг соответствовал природе социалистической экономики. Методы и приемы, в чем-то похожие на применяемые в маркетинге, использовались и в нашей стране при управлении экономикой (при аттестации качества продукции, дифференциации и пересмотрах цен, разработке планов развития отрасли и предприятий, составлении производственных программ, при обосновании проектирования капитального строительства, в научно-технических информационных изданиях и т.п.). Но необходима была целостная и гибкая система с методической проработкой и согласованием всех ее элементов. Такую систему и соответствующий инструментарий дал хозяйственной практике западный маркетинг.

Практический маркетинг в нашей стране скорее специфичен, чем ограничен. Специфичность его обусловлена, во-первых, слабостью конкуренции производителей, во-вторых, хронической или вновь возникшей недостаточностью объемов производства некоторой продукции, в третьих, наличием неэкономических , в том числе криминальных, регуляторов рынка, в четвертых, традиционно сильным влиянием распределительных и перераспределительных посреднических структур, в пятых, резкими изменениями структуры и величины производственных мощностей в связи с конверсией оборонных производств и разделением ресурсных потенциалов между возникшими новыми государствами (бывшими республиками). Можно назвать и другие особенности, в том числе уже отмечавшиеся в литературе: монополизм в ряде производств, слабость законодательства, частное несоблюдение законов и т.д. Адаптацию западного маркетинга к российским условиям можно выполнить более успешно, если в полной мере уже овладеть достигнутым высоким уровнем развития этой области знаний.

Практический маркетинг своими средствами позволяет лучше приспособить производство к условиям окружающей среды (социально-экономической и природной), прежде всего к требованиям и запросам потребителей, а в широком смысле способен и формировать рациональные потребности. Извлечение пользы из маркетинга предполагает владение его методами и умение применять их в зависимости от конкретных ситуаций.

Назад Оглавление Вперед