Назад Оглавление Вперед
Главная страница Образовательная среда Лаборатория Производство Сотрудники и студенты Выставки, конференции Доска объявлений Личные страницы Чат Поиск Почта

2.3. Лекция как способ передачи знаний

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Слово “лекция” имеет латинский корень, от латинского “lection” – чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел “искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению”. И поэтому он советовал лекторам “разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов”.

К числу наиболее прославленных лекторов отечественной школы следует отнести В.В. Кафарова. Виктор Вячеславович родился в 1914 г. в семье учителя в г. Шавли (Литва). Свою трудовую деятельность он начал аппаратчиком на Казанском пороховом заводе. Окончив в 1938 г. Казанский химико-технологический институт, В.В.Кафаров переехал в Москву и до 1940 г. работал инженером в институте “Анилпроект”, где участвовал в проектировании и пуске заводов анилинокрасочной промышленности, а также в проектировании, монтаже и пуске производств виниловых эфиров. Результаты этих разработок послужили материалом для кандидатской диссертации, защищенной Кафаровым в 1944 г. в МХТИ им.Д.И.Меделееева, где с этого времени началась его плодотворная педагогическая и научная деятельность. В конце 40-х годов Кафаров занимался изучением гидродинамики, массо- и теплопереноса в двухфазных системах газ-жидкость, пар-жидкость, жидкость-жидкось. Итог этих исследований был подведен в докторской диссертации, защищенной в 1952 г. Новые взгляды на явление переноса массы и энергии в промышленных аппаратах с двухфазными физико-химическими системами были изложены Кафаровым в 1962 г. в книге “Основы массопередачи”, которая дважды переиздавалась, переведена на многие иностранные языки, удостоена Государственной премии СССР.

С 1960 г. начался новый этап научно-педагогической деятельности Кафарова. Его научные работы обрели принципиально новый уровень, основанный на системном подходе к анализу процессов химической технологии с использованием методов кибернетики и средств вычислительной техники. В 1960 г. в МХТИ под руководством Кафарова была создана первая в нашей стране кафедра кибернетики химико-технологических процессов (КХТП), на которой началась подготовка инженеров химиков-технологов широкого профиля по специальности “Основные процессы химических производств и химическая кибернетика”. В 1966 г. Кафаров был избран членом-корреспондентом АН СССР, а с 1979 г. - действительным членом АН СССР. Кафаров – автор 27 монографий, 9 справочников, 145 изобретений, более 200 научных статей. Под руководством Кафарова выполнены фундаментальные работы по системному анализу процессов химической технологии, составившие серию их девяти томов. Его фундаментальные работы заложили научные основы прогресса химических, нефтехимических и других производств. Большая часть научно-технических разработок Кафарова и его учеников успешно реализована в промышленности. Кафаров – один из первых организаторов и руководителей научно-информационной службы в стране по вопросам химии и химической технологии. Огромное внимание Кафаров уделял совершенствованию высшего химико-технологического образования в нашей стране подготовке специалистов высшей квалификации. Им лично и совместно с учениками написано 7 учебников, более 50 учебных и учебно-методических пособий. За годы работы в МХТИ Кафаровым подготовлено более 1200 инженеров-технологов, около 300 кандидатов и 50 докторов наук.

Для наглядности лекционный процесс удобно представить структурной схемой на рис. 3. Рассмотрим отдельные части этой структуры.

Долговременная память 1 - это накопленные знания лектора, которые находятся в его мозгу, его личных записях. Как правило, они значительно обширнее тех, которые необходимы для прочтения курса, однако значительно менее систематизированы и упорядочены. Основное требование к этим знаниям: они должны быть получены из непосредственного общения со своей областью науки. При широком диапазоне курса это не всегда удается дословно. Однако принципиальные вопросы своего курса лектор должен знать не понаслышке.

Систематизированное сообщение 2 - это в наше время лекторский конспект. Логика и последовательность изложения должны быть отражены здесь с точностью до фразы, единичной мысли.

Важное требование к конспекту - логическое вытекание положений одного из другого. Последующая фраза должна не просто следовать за предыдущей, но вытекать из нее. Это требование относится и к структуре каждой лекции и всего курса.

Кратковременная память лектора 3 позволяет запомнить материал данной лекции и дает возможность изложить его “от себя”, а не прочитав из конспекта.

Известны прекрасные лекторы, которые читают лекции с конспектом в руке, не вызывая возражения со стороны студентов. Однако следует признать, что в среднем подобный подход способствует потере престижа лектора. Чтение по конспекту является признаком интеллектуальной лени лектора. Этим он теряет моральное право на спрос глубоких знаний от студентов во время экзаменов.

Аппарат речи лектора представляется датчиком словесной информации 4. Он должен работать совместно с кратковременной памятью с учетом возможностей блоков, относящихся к получателям информации (8, 9, 10, II на схеме рис. 3). Введем полуинтуитивное представление о пропускной способности отправителя - лектора s1 (например, это может быть количество некоторых элементарных понятий, которое он в среднем может изъять из своей памяти в единицу времени и изложить вслух). Введем также представление о пропускной способности s2 получателя – студента. Тогда ясно, что лекция малоценна, если s1>s2, ибо студент в лучшем случае будет производить механическую запись слов лектора.

Выполнению условия s1» s2 способствуют немногословность лекции, дикция лектора, а также датчик зрительной информации.

Датчик зрительной информации 5 даже в наше время представлен значительным разнообразием вариантов, так как визуальная информация может быть отправлена с помощью меловой доски, плакатов, диапозитивов и других средств. Зрительная информация - мощное средство в руках опытного лектора. Последнее определяется высокой пропускной способностью глаза по сравнению с ухом. Недопустимо игнорировать важнейшее положение, относящееся к рассматриваемому аспекту: датчики словесной и зрительной информации не должны работать параллельно по времени. Это диктуется тем, что у получателя (слушателя) имеется лишь один исполнительный орган 11 — рука, создающая систематизированное сообщение 12 - студенческий конспект. Более того, пропускная способность s3 этого органа в определенном смысле ниже s2. Ликвидации этого разрыва способствует использование на лекциях раздаточных материалов.

Молодому начинающему лектору не следует игнорировать некоторые очевидные положения, относящиеся к изобразительным возможностям его “датчиков”. В частности:

а) не следует хаотически пользоваться плоскостью меловой доски. Надо ее представлять себе двумя развернутыми страницами студенческого конспекта, в котором лектор мысленно ведет конспектирование. Совершенную ошибку нельзя уничтожать с помощью влажной тряпки: у студента нет такой возможности. Необходимо отыскать другой способ исправления;

б) отношение к любому материалу в определенном смысле “пропорционально” его эстетической форме. Аккуратные знаки, формулы и чертежи лучше усваиваются слушателями;

в) видимость знаков, представленных на доске, плакатах или диапозитивах,- абсолютно необходимое условие полноценной лекции. Нельзя экономить место за счет пользования мелкими изображениями;

г) не следует злоупотреблять количеством слайдов, диапозитивов и других видов визуальной информации с одновременным использованием “раздаточного материала”. Основные формулы, алгоритмы, схемы и структуры курса студенты должны воспринять путем использования своей моторной памяти. При использовании слайдов или диапроекторов важно обеспечить поэтапное формирование схем, а не представлять их в завершенном виде.

Звуковой и зрительный каналы 6 и 7 в настоящее время являются средой распространения лекторских звуковых и визуальных “сигналов”. При определении допустимой величины s1 не следует забывать, что каналы не только ослабляют сигналы, но и искажают их, например, путем большой реверберации зала, а также добавляют помехи - шумы из открытого заднего окна, мало мешающие лектору, но снижающие до неприемлемого отношение сигнала к помехе на задних рядах.

Рецепторами словесной и зрительной информации 8, 9, по-видимому, навсегда останутся уши и глаза слушателей, возможно вооруженные в будущем более совершенными каналами, как, например, телевизионным.

Вопрос о надлежащей работе этих “датчиков” относится скорее к области медицины, чем педагогики. Однако внимательному лектору не следует игнорировать студентов с плохим зрением, но не желающих носить очки. В целом, здоровье студентов должно быть предметом заботы лектора - воспитателя молодежи.

Кратковременная память слушателя 10 и исполнительный орган 11 работают совместно. Выше были отмечены следствия единственности исполнительного органа - руки при составлении студенческого систематизированного сообщения - конспекта 12. (Недопустимо, чтобы не выполнялось условие s1» s2) .

На рис.3 показано, что информация из систематизированного сообщения — конспекта 12 попадает в долговременную память слушателя 14 после процесса проработки информации. Однако некоторое количество знаний откладывается непосредственно из кратковременной памяти.

Стрелками 15 и 16 обозначены обязательные каналы обратной связи слушателя с лектором. Техническое осуществление ее может быть различным. В простейшем случае - это возможность получить ответ на непонятное, без большого запаздывания.

Часто технические средства позволяют сделать связь двусторонней: лектор может в любой момент оперативно получить от слушателей статистические данные о степени понимания излагаемого материала.

Назад Оглавление Вперед