Назад Оглавление Вперед
Главная страница Образовательная среда Лаборатория Производство Сотрудники и студенты Выставки, конференции Доска объявлений Личные страницы Чат Поиск Почта

2.3.1. Некоторые практические аспекты лекции в вузе

О соотношении лекции и учебника

Студентам и начинающим преподавателям следует осознать, что лекция и учебник, даже методически совершенный, не взаимозаменяемы даже для очень способных и подготовленных студентов. Это утверждение вытекает из следующих обстоятельств. Материал, изучаемый в технических курсах, сложен для усвоения даже наиболее способными студентами; учебник не может “ответить” на вопросы, неизбежно вытекающие при его изучении; учебник не может оперативно следовать за последними достижениями науки, техники и методами преподавания, отставая, как правило на несколько лет; учебник не имеет достаточной обратной связи с обучающимися; учебник, излагая материал “бесстрастно”, недостаточно акцентирует внимание на наиболее существенном.

Все перечисленные особенности учебника не свойственны опытному преподавателю - лектору. Однако следует объяснить студентам то обстоятельство, что лектор не может заменить учебник. Лектор не имеет возможности остановиться на всех, даже основных положениях изучаемого курса; приспосабливаясь к “среднему учащемуся”, он недостаточно учитывает индивидуальные особенности каждого студента; лектор, как правило, менее строг в изложении; трудно законспектировать все мысли лектора с той полнотой, как это сделано в книге; к устному изложению лектора нельзя обратиться многократно, как это можно совершить с книгой.

По этим причинам изучение теории на лекциях должно совмещаться с самостоятельной проработкой разделов курса по указанной лектором литературе.

Основная цель лекции - ввести слушателя в предмет и направить его изучение. Цель книги - представить слушателю полную информацию для самостоятельного изучения.

 

Назад Оглавление Вперед