|
2.3.1. Некоторые практические аспекты
лекции в вузе
О соотношении лекции и
учебника
Студентам и начинающим преподавателям
следует осознать, что лекция и учебник, даже методически совершенный, не
взаимозаменяемы даже для очень способных и подготовленных студентов. Это
утверждение вытекает из следующих обстоятельств. Материал, изучаемый в
технических курсах, сложен для усвоения даже наиболее способными студентами;
учебник не может “ответить” на вопросы, неизбежно вытекающие при его изучении;
учебник не может оперативно следовать за последними достижениями науки, техники
и методами преподавания, отставая, как правило на несколько лет; учебник не
имеет достаточной обратной связи с обучающимися; учебник, излагая материал
“бесстрастно”, недостаточно акцентирует внимание на наиболее
существенном.
Все перечисленные особенности учебника
не свойственны опытному преподавателю - лектору. Однако следует объяснить
студентам то обстоятельство, что лектор не может заменить учебник. Лектор не
имеет возможности остановиться на всех, даже основных положениях изучаемого
курса; приспосабливаясь к “среднему учащемуся”, он недостаточно учитывает
индивидуальные особенности каждого студента; лектор, как правило, менее строг в
изложении; трудно законспектировать все мысли лектора с той полнотой, как это
сделано в книге; к устному изложению лектора нельзя обратиться многократно, как
это можно совершить с книгой.
По этим причинам изучение теории на
лекциях должно совмещаться с самостоятельной проработкой разделов курса по
указанной лектором литературе.
Основная цель лекции - ввести слушателя
в предмет и направить его изучение. Цель книги - представить слушателю полную
информацию для самостоятельного изучения.
|
|