2.3.4.
Об идеологических аспектах при преподавании технических
предметов
Представляется, что при преподавании
физико-технических и других специальных дисциплин целесообразно в воспитательных
целях отражать следующие направления.
а) История и приоритет отечественной
науки и техники. Ясно, что наша страна позже других европейских стран стала
на путь экономического и научно-технического прогресса. В этом смысле она не
может “конкурировать” с исторически более старыми странами. Однако недопустимо
замалчивать или присваивать другим странам открытия и изобретения, которые с
полной достоверностью сделаны в нашей стране.
б) Достижения современных конкретных
исследователей и инженеров. Современные нам научно-технические достижения
следует раскрывать не абстрактно, а “привязывая” к именам конкретных лиц,
сделавших соответствующий вклад. Неразумно руководствоваться положением о том,
что “пророк живет только в чужом отечестве”. Творческие люди живут и работают
вместе с нами. Их много и воспитательно неправильно сводить дело к знанию имен
двух-трех лиц.
в) Соотношение достижений
современной отечественной науки и техники с зарубежными достижениями. С
воспитательной точки зрения, недостаточно общих указаний на приоритет
отечественной науки или отставание техники. Будущие руководители и организаторы
должны знать конкретное соотношение по конкретным вопросам в изучаемой ими
области техники.
г) Соотношение науки и техники.
Престиж науки, в том числе теоретической, в нашей стране чрезвычайно высок.
Однако будущие инженеры должны отчетливо понимать, что наука - не самоцель, но
средство развития етествознания и техники с целью повышения благосостояния и
обороноспособности страны. Необходимо повышать престиж инженерного
звания.
д) Соотношение личного вклада и
общественного престижа инженера и исследователя. На примерах своих коллег,
членов коллективов кафедр и факультетов необходимо показывать студентам, что
престиж и высокое общественное положение в науке и технике достигаются
непрерывным повседневным творческим трудом. В этом смысле дело не в профессии,
специальности и звании, а в отношении к порученному
делу.
|