|
2.4.
Семинарские и практические
занятия
Семинарское занятие. Семинар развивает творческую активность и самостоятельность
студентов, укрепляет их интерес к науке и научным исследованиям, помогает
связывать научно-практические положения с практической деятельностью. Его можно
проводить в виде развернутой беседы по плану, заранее сообщенному студентам, или
небольших докладов студентов с последующим их обсуждением. Метод докладов
предполагает обмен мнениями по ним и дискуссию по выдвинутым спорным
положениям.
Критериями оценки качества семинарского
занятия считают следующие:
- целенаправленность – постановка проблемы,
стремление связать теоретический материал с практикой;
- планирование – выделение главных вопросов,
связанных с профилирующими дисциплинами, знакомство с последними достижениями
науки и техники по предмету;
- организация работы – умение вызвать и поддержать
дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов,
заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого
преподавателя;
- стиль проведения занятий – оживленный, с
постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий
мысли;
- отношение преподавателя к студентам – уважительное
или безразличное, критичное;
- управление группой – преподаватель быстро
устанавливает контакт с участниками семинара, уверенно и свободно держится в
группе, разумно и справедливо взаимодействует со всеми студентами или,
напротив, делает много замечаний, допускает повышенный тон;
- заключения преподавателя – квалифицированные,
убедительные или не обогащающие знаний студентов, не содержащие теоретических
обобщений.
Практическое занятие. Это своеобразная форма связи теории с практикой, которая
служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода
учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использовании
вычислительной техники, умение пользоваться литературой.
Методика проведения практических
занятий должна способствовать выработке умений и навыков выполнения расчетов,
решения задач, анализа, пользования вычислительной техникой, нормативной и
справочной литературой. На практических занятиях студенты должны осваивать
именно те методы расчетов, с которыми им придется столкнуться в профессиональной
деятельности в качестве конструкторов, технологов, проектировщиков.
Подготовка практического занятия
включает подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов, обеспечение
практических занятий методическими материалами, проверку готовности аудиторий,
технических средств обучения. Перед их началом надо ознакомить студентов с
целями и задачами занятий, формами отчетности, установить готовность
занимающихся к выполнению практических заданий.
При объяснении новых задач нужно
показывать пути, алгоритмы их решения. Такой подход справедлив для широкого
класса практических задач. Студентов нужно учить не только стандартным
процедурам, но и в большей степени поисковой деятельности в процессе решения
практических задач. В поисковых задачах целесообразно разумно сочетать
традиционные и проблемные методы обучения. Современный инженер должен владеть
способами и приемами, знать особенности принятия технико-экономических решений,
часть из которых, как известно, связана с риском. Примеры самых различных
ситуаций с разработкой смелых инженерных задач – хорошая основа практических
занятий по специальным дисциплинам. Здесь целесообразно применение деловых
игр.
Лабораторная работа
Цель лабораторной работы - углубленное
изучение научно - теоретических основ предмета и овладение современными
методами, навыками экспериментирования с применением вычислительной техники,
современной аппаратуры, приборов. На лабораторных работах студенты включаются в
процесс познания физических, химических и других явлений, принимая
непосредственное участие в разного рода опытах и экспериментах. Это позволяет
предметно изучать работу машин, приборов, процессов, формировать навыки и умения
работы с аппаратурой, сборки и монтажа схем, устройств, пользования
измерительной техникой.
Тематика лабораторных работ подбирается так, чтобы был охвачен
наиболее важный материал курса, для каждой разрабатывают соответствующие
методические указания, в которых излагают ее цели и задачи, организацию
проведения, указывают необходимое оборудование, приборы, технические средства,
перечисляют правила техники безопасности, приводят требования к качеству
подготовки отчетов и порядок их защиты.
|
|