Назад Оглавление Вперед
Главная страница Образовательная среда Лаборатория Производство Сотрудники и студенты Выставки, конференции Доска объявлений Личные страницы Чат Поиск Почта

2.4. Семинарские и практические занятия

Семинарское занятие. Семинар развивает творческую активность и самостоятельность студентов, укрепляет их интерес к науке и научным исследованиям, помогает связывать научно-практические положения с практической деятельностью. Его можно проводить в виде развернутой беседы по плану, заранее сообщенному студентам, или небольших докладов студентов с последующим их обсуждением. Метод докладов предполагает обмен мнениями по ним и дискуссию по выдвинутым спорным положениям.

Критериями оценки качества семинарского занятия считают следующие:

  • целенаправленность – постановка проблемы, стремление связать теоретический материал с практикой;
  • планирование – выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, знакомство с последними достижениями науки и техники по предмету;
  • организация работы – умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя;
  • стиль проведения занятий – оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий мысли;
  • отношение преподавателя к студентам – уважительное или безразличное, критичное;
  • управление группой – преподаватель быстро устанавливает контакт с участниками семинара, уверенно и свободно держится в группе, разумно и справедливо взаимодействует со всеми студентами или, напротив, делает много замечаний, допускает повышенный тон;
  • заключения преподавателя – квалифицированные, убедительные или не обогащающие знаний студентов, не содержащие теоретических обобщений.

Практическое занятие. Это своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использовании вычислительной техники, умение пользоваться литературой.

Методика проведения практических занятий должна способствовать выработке умений и навыков выполнения расчетов, решения задач, анализа, пользования вычислительной техникой, нормативной и справочной литературой. На практических занятиях студенты должны осваивать именно те методы расчетов, с которыми им придется столкнуться в профессиональной деятельности в качестве конструкторов, технологов, проектировщиков.

Подготовка практического занятия включает подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов, обеспечение практических занятий методическими материалами, проверку готовности аудиторий, технических средств обучения. Перед их началом надо ознакомить студентов с целями и задачами занятий, формами отчетности, установить готовность занимающихся к выполнению практических заданий.

При объяснении новых задач нужно показывать пути, алгоритмы их решения. Такой подход справедлив для широкого класса практических задач. Студентов нужно учить не только стандартным процедурам, но и в большей степени поисковой деятельности в процессе решения практических задач. В поисковых задачах целесообразно разумно сочетать традиционные и проблемные методы обучения. Современный инженер должен владеть способами и приемами, знать особенности принятия технико-экономических решений, часть из которых, как известно, связана с риском. Примеры самых различных ситуаций с разработкой смелых инженерных задач – хорошая основа практических занятий по специальным дисциплинам. Здесь целесообразно применение деловых игр.

Лабораторная работа

Цель лабораторной работы - углубленное изучение научно - теоретических основ предмета и овладение современными методами, навыками экспериментирования с применением вычислительной техники, современной аппаратуры, приборов. На лабораторных работах студенты включаются в процесс познания физических, химических и других явлений, принимая непосредственное участие в разного рода опытах и экспериментах. Это позволяет предметно изучать работу машин, приборов, процессов, формировать навыки и умения работы с аппаратурой, сборки и монтажа схем, устройств, пользования измерительной техникой.

Тематика лабораторных работ подбирается так, чтобы был охвачен наиболее важный материал курса, для каждой разрабатывают соответствующие методические указания, в которых излагают ее цели и задачи, организацию проведения, указывают необходимое оборудование, приборы, технические средства, перечисляют правила техники безопасности, приводят требования к качеству подготовки отчетов и порядок их защиты.

Назад Оглавление Вперед