Назад Оглавление Вперед
Главная страница Образовательная среда Лаборатория Производство Сотрудники и студенты Выставки, конференции Доска объявлений Личные страницы Чат Поиск Почта

2.7. Дипломное проектирование

Дипломное проектирование — завершающий этап в подготовке специалиста, в его профессиональном становлении. При выполнении дипломного проекта студент должен проявить умение квалифицированно ориентироваться в теоретических и прикладных разделах основных, профилирующих дисциплин, способность активно использовать полученные знания, в том числе и в области компьютеризации, работать с различной литературой, использовать современные методы анализа и технико-экономических расчетов, умение ставить эксперимент и использовать современные методы исследования, обосновывать инженерные решения, прогнозируя их последствия.

Дидактическими целям дипломного проекта являются:

  • расширение, закрепление и систематизация знаний, совершенствование профессиональных навыков и умений для решения конкретных производственных, технических и экономических задач, а также задач развития личности студентов;
  • развитие навыков и умений самостоятельного умственного труда;
  • проверка и определение уровня подготовленности выпускников к самостоятельной работе на современном производстве.

    Темы дипломных проектов определяются выпускающими кафедрами, как правило, с учетом потребностей производства, по заказам конкретных предприятий, и утверждает проректор по учебной работе. Студенту предоставлено право выбора темы. Он может и сам предложить тему дипломного проекта с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

    Дипломное проектирование должно охватывать один из следующих вопросов:

  • разработку нового аппарата (машины или основной составной части ее) участка химического производства;

  • реконструкцию установки какого-либо действующего производства в части модернизации существующего оборудования или ее технического перевооружения;

  • механизацию и роботизацию трудоемких ручных работ на отдельном участке химического производства;

  • разработку проекта капитального ремонта аппарата (машины).

    Особенно следует рекомендовать темы дипломных проектов, связанные с модернизацией оборудования, механизацией отдельных трудоемких операций, реконструкцией действующих химичеких установок и их техническим перевооружением и направленные на повышение качества выпускаемой продукции, увеличение производительности труда и улучшение его условий.

    В задании на выполнение дипломного проекта выдаются исходные данные (объекты наблюдений, исследования и т.п.), а также методика сбора материалов, основная литература по теме проектирования, перечень подлежащих разработке вопросов по экономике и организации труда и производства, по охране тpуда и окружающей среды, гражданской обороне, рекомендуется npимерный перечень графических материалов. Задание на дипломное проектирование составляет преподаватель - руководитель npoeкта и утверждает заведующий кафедрой.

    Процесс дипломного проектирования проходит в логической последовательности по таким этапам: изучение исходных материалов и данных для проектирования, выполнение собственно проекта производственного или научного объекта, проверка качества и оценка проекта. Дипломный проект осуществляется по индивидуальному графику, который составляет студент с помощью руководителя дипломного проекта. График включает основные этапы работы с указанием конкретных сроков получения задания, сбора материала, выполнения отдельных частей работы, представления на просмотр руководителю и консультанту, предъявления проекта на рецензию и даты защиты. К защите дипломного проекта должны быть подготовлены отзыв руководителя дипломного проекта и рецензия. В отзыве отмечается соответствие содержания проекта заданию, степень самостоятельности студента в выполнении задания, уровень проявленных знаний и умений, анализируется выполненная работа (наличие новых технологических и конструкторских решений, техническая грамотность их разработки.

    Экономическая эффективность, практическая пригодность для внедрения, степень использования новых научных исследований), отмечается качество оформления графичекой части, пояснительной записки, текста дипломного проекта и ее приложения. Помимо отмеченного выше указывают степень актуальности и практической значимости разрабатываемого задания. В заключении рецензии отмечают достоинства и недостатки проекта, возможность присвоения дипломнику квалификации, предусмотренной государственной образовательной программой, дают оценку в баллах.

    Защита дипломных проектов происходит на заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Председателя ГЭК назначает Министерство высшего и среднего специального образования соответствующей республики из числа ведущих специалистов промышленности или крупных ученых. Персональный состав ГЭК утверждает ректор вуза. В настоящее время 70 - 80 % членов ГЭК составляют работники промышленности.

    Защита дипломного проекта должна состоять в кратком изложении сущности выполненной работы, аргументированных доводов в защиту своих решений, четких ответов на вопросы членов ГЭК. Защита дипломных проектов позволяет оценить не только качество подготовки специалиста, но и педагогическую деятельность кафедры в целом.

Назад Оглавление Вперед