Назад Оглавление Вперед
Главная страница Образовательная среда Лаборатория Производство Сотрудники и студенты Выставки, конференции Доска объявлений Личные страницы Чат Поиск Почта

6.1. Подготовка к научному исследованию

Введем в рассмотрение понятие ранг информации.

Введем следующие 10 рангов.

Ранг 1. В публикации сообщается об открытии новых физических явлений и эффектов.

Ранг 2. Производится исследование известного физического эффекта от некоторых параметров (его стабильность при изменении внешних условий, инерционность, линейность или вид нелинейности и т. д.).

Ранг 3. Предлагаются новые математические модели или новые объекты исследования.

Ранг 4. Предлагаются пути формальной постановки новых задач (в том числе определение меры переменных).

Ранг 5. Излагаются способы решения систем уравнений, неизвестные ранее.

Ранг 6. Предлагаются другие, частные способы решения задач, которые решались ранее.

Ранг 7. Даются сообщения о конструктивных, технологических или иных достижениях без указания путей.

Ранг 8. Излагаются данные о конкретных числовых результатах в ранее известных типах задач.

Ранг 9. Сообщают о некоторых изменениях в постановке и решении известных задач (при учете или не учете, уточнении, изменении параметров).

Ранг 10. В измененной терминологии описываются ранее известные задачи.

Проведем теперь такой мысленный эксперимент: выберем случайно значительное количество N=100 (или 1000) статей и предположим компетентным лицам распределить их по рангам. Подсчитаем относительное число “попаданий” Ni в i-й ранг. Построим спектральную диаграмму зависимости Ni/N=f(i). При этом обнаружится, что подавляющее большинство “информации” придется на ранги 6, 7, 8, 9, пропуск которых при поиске информации не наносит исследователю непоправимого ущерба.

Таким образом, намечается следующая схема работы с научно-технической литературой: определить ранг информации; посвящать каждой публикации время, обратно пропорциональное рангу; с информацией низких рангов “бороться” методом обобщений.

Ранг публикации обычно можно определить путем прочтения введения и заключения к публикации. Опыт показывает, что невозможность определить ранг по этим разделам является достаточно верным признаком низкого ранга публикации, необходимость тщательного изучения отпадает.

 

О методах усвоения информации

После отбора научных материалов, представляющих интерес, эти материалы необходимо усвоить. Под усвоением будем понимать процесс проработки материала, в результате которого он будет полностью понят и сделан (в соответствии с сущностью термина) “своим”.

Процесс усвоения содержания научных статей читателем затрудняется тремя основными обстоятельствами: требованием редакций к сжатию текста, недостаточным владением автора логикой изложения и стремлением, особенно начинающих авторов, к формальным признакам “высоконаучного” изложения .

Усвоение новой информации путем чтения, а это - основной путь для исследователя - является глубоко индивидуальным и недостаточно изученным психологами процессом. Опытные исследователи могут дать своим более молодым коллегам целый ряд, на первый взгляд, тривиальных рекомендаций.

1. Перед изучением материала следует осознать его ранг, и соответственно уделить ему большее или меньшее количество времени.

2. Не следует “вчитываться” в неясные при первом чтении места, пытаясь сразу же осознать их научное содержание, разъяснение может содержаться в последующих абзацах. Поэтому началу усвоения материала должно предшествовать общее ознакомление со всем текстом, с отметками на полях неуясненного сразу материала.

3. Настоящее усвоение научного материала начинается при повторном, а возможно и многократно повторном изучении текста. Не существует формального правила понимания материала. Понимание основано на предшествующих знаниях, умении сопоставлять, выдвигать гипотезы или предположения, в целом - на умении логически мыслить.

4. При усвоении нового, трудно изложенного результата, велико искушение обратиться за помощью к более опытному коллеге или руководителю. Этим следует пользоваться в меру и с осторожностью, так как стремление спросить у другого не способствует развитию собственного мышления, хотя и экономит время на данном этапе работы.

5. Изучение материала следует производить только “с карандашом в руке” и наличии чистой бумаги. Оставленные на бумаге “следы” процесса понимания не только способствуют этому подниманию, но и содействуют запоминанию. Последнее основано на присущей большинству людей “моторной памяти”.

6. Сложные уравнения со многими переменными и утверждения об их свойствах следует осознавать и запоминать на случаях 1 - 2 переменных; остальные можно временно положить постоянными.

7. Следует стремиться свести полученную новую информацию к ранее известной. Новая информация может быть обобщением или частным случаем ранее известного. Время, затраченное на осознание этого факта, окупается в дальнейшем.

8. Утверждения, которые неочевидны, следует проверять не только прослеживая логическую цепь доказательств, но и на простых примерах.

При проработке нового материала следует работать под лозунгом “Идеи всегда просты. Сложным может быть лишь их изложение”.

Назад Оглавление Вперед