Одним из факторов, определяющих эффективность деятельности
преподавателя технического вуза, является его высокая психолого-педагогическая
культура.
Не секрет, что в среде преподавателей технических вузов
сформировано весьма скептическое отношение к педагогической литературе и самой
педагогике. Широко распространенное в среде преподавателей инженерных вузов
мнение о ненужности изучения педагогики (дескать, студенты – люди взрослые, сами
могут разобраться, что к чему) подкреплялось некорректной ссылкой на К.Д.
Ушинского (“знай свой предмет и излагай его ясно…”) и даже имело под собой
теоретическую основу: “В высшей школе методами обучения являются методы
изучаемой науки”. Однако возникают вопросы: что значит “излагай ясно”? Могут ли
методы “изучаемой науки” быть полезными для управления такой сложной
деятельностью, как познавательная?
Преподавательский состав технических и других непедагогических
вузов пополняется в основном специалистами, получившими высшее образование в
определенной предметной области, по специальности, как правило, не связанной с
преподавательской деятельностью. Начиная свою преподавательскую деятельность в
вузе, такие специалисты считают ведущими научные проблемы специальности, а не
проблемы подготовки специалистов по этой специальности. Отсюда собственно
преподавательская деятельность преподавателей складывается из
интуитивно-эмпирических решений или в ходе освоения и копирования приемов более
опытных коллег. Так постепенно методом проб и ошибок приобретается методический
опыт. Но, к сожалению, вся эта полезная работа осуществляется без должной опоры
на исследование процессов обучения и образования, без осознанного знания
сущности закономерностей, ведущих характеристик этих процессов. Следует
отметить, что и существующая система аттестации, присуждение ученых степеней
вынуждают преподавателей больше проводить исследования не в сфере педагогики
высшей школы, а в той области науки, специалистами которой они являются по
базовому высшему образованию.
Следует указать еще на одну причину существующего положения
относительно психолого-педагогической подготовки преподавателей технических
вузов.
Классическая педагогическая теория, то есть традиционная
педагогика, обладающая многовековой историей, ориентирована на
общеобразовательную школу, на изучение основ, малоприемлемых в высшей школе.
Специфические задачи высшей школы призвана решать относительно
молодая отрасль педагогического образования – педагогика высшей школы. Теория
высшего образования (педагогика высшей школы) призвана поставить на научную
основу как решение проблемы высшего образования для конкретных специальностей,
так и освоение преподавателями высшей школы в своей профессиональной
деятельности управления процессом освоения этого содержания. Педагогика
высшей школы позволяет научно обосновать требования к современному учебному
процессу и выявить его закономерности, перевести преподавание с уровня
информирования на уровень управления развитием, профессиональным становлением
будущих специалистов.
Педагогика высшей школы научно обосновывает требования к
проведению каждого занятия, к выбору преподавателем методов и средств обучения с
учетом специфики целей высшего образования. Иначе говоря, вузовская педагогика
разрешает проблемы высшего образования не только на теоретико-методическом
уровне, но и конструирует конкретный инструментарий, с помощью которого
достигается реализация содержания и целей высшего образования. И не вызывает
сомнения тот факт, что преподаватель высшей школы должен овладеть этим
инструментарием. В связи с этим педагогическая подготовка преподавателя
актуализируется, обретает свой объективный смысл, становится необходимой.
Основной задачей современной высшей школы является подготовка
будущих специалистов с прочно сформированными потребностями в постоянном
профессиональном самообразовании и саморазвитии, способных к творческой
самореализации в избранной профессии. Для ее успешного решения необходим
преподаватель-профессионал, который ориентирован на развитие человеческих
способностей, способный к развитию как индивидуальности студентов, так и своей
собственной. Обращение к индивидуальности преподавателя вуза делает актуальным
проблему оценки и разработки теоретических основ развития индивидуального стиля
педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Методологическим
ориентиром выступает синергетический подход, позволяющий рассматривать
преподавателя как открытую и саморазвивающуюся систему, не находящуюся в
равновесии, обладающую большими собственными возможностями для саморазвития
посредством открытого взаимодействия с окружающей средой.
Актуальность овладения педагогическими знаниями очевидна и в
связи с осознанием тех требований, которые предъявляются сегодня к преподавателю
технического вуза. Как известно, основное требование к преподавателю инженерных
дисциплин – глубокое знание своего предмета, фундаментальные технические знания.
К ним следует прибавить столь же глубокие знания и в области педагогической
подготовки. Современный преподаватель технического вуза должен понимать основные
теоретико-педагогические проблемы, владеть педагогическим понятийным аппаратом,
ориентироваться в педагогических технологиях, основных составляющих
педагогического процесса (цель, содержание, метод, средство, контроль и т.д.).
Без этого необходимого педагогического минимума не может быть результативной
педагогической деятельности преподавателя технического вуза.
При чтении предлагаемой работы следует иметь в виду, что авторы
не рассматривали ее как монографию или фундаментальное научное исследование.
Поэтому ряд положений и утверждений относительно методов исследования и
педагогического процесса не сопровождается соответствующими ссылками на
литературу. В конце приведен перечень литературных источников, имеющих прямое
отношение к затронутым вопросам. Ознакомление с ними и подобными работами
несомненно обогатит знания читателей.
Еще одним важным критерием при отборе материала было стремление
избежать общих мест, повторения тривиальных истин, рассуждений, опирающихся не
на науку, а на элементарный здравый смысл, которыми так богаты учебники и
учебные пособия по педагогике.
Авторы отдают себе отчет в том, что не все в данной работе
удалось одинаково хорошо, не все положения раскрыты одинаково глубоко и
детально; не все высказанные в ней суждения могут быть приняты однозначно, без
критики; многое еще требует осмысления, доработки, уточнения, развития. Мы с
благодарностью примем конструктивные предложения, замечания и
советы.