Назад Оглавление Вперед
Главная страница Образовательная среда Лаборатория Производство Сотрудники и студенты Выставки, конференции Доска объявлений Личные страницы Чат Поиск Почта

Предисловие

Одним из факторов, определяющих эффективность деятельности преподавателя технического вуза, является его высокая психолого-педагогическая культура.

Не секрет, что в среде преподавателей технических вузов сформировано весьма скептическое отношение к педагогической литературе и самой педагогике. Широко распространенное в среде преподавателей инженерных вузов мнение о ненужности изучения педагогики (дескать, студенты – люди взрослые, сами могут разобраться, что к чему) подкреплялось некорректной ссылкой на К.Д. Ушинского (“знай свой предмет и излагай его ясно…”) и даже имело под собой теоретическую основу: “В высшей школе методами обучения являются методы изучаемой науки”. Однако возникают вопросы: что значит “излагай ясно”? Могут ли методы “изучаемой науки” быть полезными для управления такой сложной деятельностью, как познавательная?

Преподавательский состав технических и других непедагогических вузов пополняется в основном специалистами, получившими высшее образование в определенной предметной области, по специальности, как правило, не связанной с преподавательской деятельностью. Начиная свою преподавательскую деятельность в вузе, такие специалисты считают ведущими научные проблемы специальности, а не проблемы подготовки специалистов по этой специальности. Отсюда собственно преподавательская деятельность преподавателей складывается из интуитивно-эмпирических решений или в ходе освоения и копирования приемов более опытных коллег. Так постепенно методом проб и ошибок приобретается методический опыт. Но, к сожалению, вся эта полезная работа осуществляется без должной опоры на исследование процессов обучения и образования, без осознанного знания сущности закономерностей, ведущих характеристик этих процессов. Следует отметить, что и существующая система аттестации, присуждение ученых степеней вынуждают преподавателей больше проводить исследования не в сфере педагогики высшей школы, а в той области науки, специалистами которой они являются по базовому высшему образованию.

Следует указать еще на одну причину существующего положения относительно психолого-педагогической подготовки преподавателей технических вузов.

Классическая педагогическая теория, то есть традиционная педагогика, обладающая многовековой историей, ориентирована на общеобразовательную школу, на изучение основ, малоприемлемых в высшей школе.

Специфические задачи высшей школы призвана решать относительно молодая отрасль педагогического образования – педагогика высшей школы. Теория высшего образования (педагогика высшей школы) призвана поставить на научную основу как решение проблемы высшего образования для конкретных специальностей, так и освоение преподавателями высшей школы в своей профессиональной деятельности управления процессом освоения этого содержания. Педагогика высшей школы позволяет научно обосновать требования к современному учебному процессу и выявить его закономерности, перевести преподавание с уровня информирования на уровень управления развитием, профессиональным становлением будущих специалистов.

Педагогика высшей школы научно обосновывает требования к проведению каждого занятия, к выбору преподавателем методов и средств обучения с учетом специфики целей высшего образования. Иначе говоря, вузовская педагогика разрешает проблемы высшего образования не только на теоретико-методическом уровне, но и конструирует конкретный инструментарий, с помощью которого достигается реализация содержания и целей высшего образования. И не вызывает сомнения тот факт, что преподаватель высшей школы должен овладеть этим инструментарием. В связи с этим педагогическая подготовка преподавателя актуализируется, обретает свой объективный смысл, становится необходимой.

Основной задачей современной высшей школы является подготовка будущих специалистов с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии, способных к творческой самореализации в избранной профессии. Для ее успешного решения необходим преподаватель-профессионал, который ориентирован на развитие человеческих способностей, способный к развитию как индивидуальности студентов, так и своей собственной. Обращение к индивидуальности преподавателя вуза делает актуальным проблему оценки и разработки теоретических основ развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Методологическим ориентиром выступает синергетический подход, позволяющий рассматривать преподавателя как открытую и саморазвивающуюся систему, не находящуюся в равновесии, обладающую большими собственными возможностями для саморазвития посредством открытого взаимодействия с окружающей средой.

Актуальность овладения педагогическими знаниями очевидна и в связи с осознанием тех требований, которые предъявляются сегодня к преподавателю технического вуза. Как известно, основное требование к преподавателю инженерных дисциплин – глубокое знание своего предмета, фундаментальные технические знания. К ним следует прибавить столь же глубокие знания и в области педагогической подготовки. Современный преподаватель технического вуза должен понимать основные теоретико-педагогические проблемы, владеть педагогическим понятийным аппаратом, ориентироваться в педагогических технологиях, основных составляющих педагогического процесса (цель, содержание, метод, средство, контроль и т.д.). Без этого необходимого педагогического минимума не может быть результативной педагогической деятельности преподавателя технического вуза.

При чтении предлагаемой работы следует иметь в виду, что авторы не рассматривали ее как монографию или фундаментальное научное исследование. Поэтому ряд положений и утверждений относительно методов исследования и педагогического процесса не сопровождается соответствующими ссылками на литературу. В конце приведен перечень литературных источников, имеющих прямое отношение к затронутым вопросам. Ознакомление с ними и подобными работами несомненно обогатит знания читателей.

Еще одним важным критерием при отборе материала было стремление избежать общих мест, повторения тривиальных истин, рассуждений, опирающихся не на науку, а на элементарный здравый смысл, которыми так богаты учебники и учебные пособия по педагогике.

Авторы отдают себе отчет в том, что не все в данной работе удалось одинаково хорошо, не все положения раскрыты одинаково глубоко и детально; не все высказанные в ней суждения могут быть приняты однозначно, без критики; многое еще требует осмысления, доработки, уточнения, развития. Мы с благодарностью примем конструктивные предложения, замечания и советы.

Назад Оглавление Вперед