Home Лаборатория
Назад Оглавление Вперед

11. Объемные компрессоры.
11.1. Поршневые компрессоры.

Поршневые компрессоры относятся к разряду компрессоры объемного действия, в которых процесс сжатия и перемещения паров хладагента происходит в замкнутом пространстве цилиндра с помощью поршня. Поршневые компрессоры применяются в паровых холодильных машинах. По области применения различают стационарные и транспортные насосы. Кроме того, поршневые насосы подразделяют:

  1. По сжимаемым в них хладагентам:
    • аммиачные;
    • фреоновые (хладоновые);
    • универсальные;
  2. По величине холодопроизводительности:
    • малые (до 14 кВт);
    • средние (14…105 кВт);
    • крупные (свыше 105 кВт);
  3. По числу ступеней сжатия:
    • одноступенчатые;
    • многоступенчатые (число ступеней обычно не превышает семи);
  4. По числу цилиндров:
    • одноцилиндровые;
    • двухцилиндровые;
    • многоцилиндровые (до 16 цилиндров);
  5. В зависимости от кинематической схемы и расположения цилиндров в плоскости:
    • горизонтальные;
    • вертикальные;
    • угловые;
    • V-образные;
    • W-образные;
    • VV-образные;
    • крестообразные;
    • звездообразные;
  6. По направлению движения хладагента в цилиндре:
    • прямоточные (хладагент проходит по цилиндру только в одном направлении);
    • непрямоточные (хладагент меняет направление движения, следуя за поршнем);
  7. По типу привода:
    • с электродвигателем;
    • с двигателем внутреннего сгорания;
  8. По конструкции уплотнения картера:
    • сальниковые;
    • бессальниковые;
    • герметичные и др.

В настоящее время наиболее распространенными являются аммиачные и фреоновые (хладоновые), одноступенчатые, сальниковые и бессальниковые поршневые компрессоры простого действия, вертикальные и V-образные, прямоточные и непрямоточные.

Поршневой компрессор (рис.4.) состоит из цилиндрического корпуса 1, внутри которого перемещается поршень 2 с кольцами, всасывающего и нагнетательного клапанов. Поршень в кор-пусе совершает возвратно-поступательное движение. Преобразование вращательного движения привода в возвратно-поступательное движение поршня осуществляется с помощью кривошипно-шатунного механизма. При движении поршня вправо открывается клапан 3, и жидкость заполняет пространство внутри корпуса. При этом клапан 4 закрыт. При движении поршня влево клапан 3 закрыт, открывается клапан 4, и жидкость выталкивается в нагнетательный трубопровод.

Рис.4. Схема поршневого насоса.
1 - корпус; 2 - поршень; 3 - всасывающий клапан; 4 - нагнетательный клапан.

Поршневые компрессоры имеют следующие достоинства:

  • высокий КПД (до 95 %);
  • возможность получения высоких давлений;
  • независимость подачи от противодавления сети;
  • возможность запуска в работу без предварительного залива (при использовании в качестве насосов).

К недостаткам относится:

  • громоздкость конструкции;
  • невозможность использования для привода высокоскоростных электродвигателей из-за сложности привода через кривошипно-шатунный механизм;
  • сложность регулирования подачи.

Для поршневых компрессоров предназначенных для транспортных машин большинство деталей изготавливаются из легких материалов и сплавов. Компрессоры автомобильных и железно-дорожных холодильных машин строятся с воздушным охлаждением и поэтому имеют высокую степень оребренности. Не только цилиндры и крышки цилиндров, но и картер имеет ребра.

Работа компрессоров транспортных машин в условиях тряски и вибрации, а также сложность, в ряде случаев и невозможность выполнения ремонта в дорожных условиях вызывают необходимость в значительном увеличении прочности деталей, особенно корпусных, и в повышении общей надежности компрессоров.

Назад Оглавление Вперед