12.1.2. Осевые компрессоры.
В осевом компрессоре (рис.9.) поток движется преимущественно в направлении оси вращения, и некоторое закручивание приобретает лишь при выходе из колеса. Поток через коллектор поступает во входной направляющий аппарат, затем в рабочее колесо и в выходной направляющий аппарат. Колесо сидит на валу, вращающемся в подшипниках, укрепленных на стойках. Колесо и направляющие аппараты заключены в кожух (обечайку). Втулка рабочего колеса имеет обтекатель.
При небольших подачах все детали компрессора, кроме вала и крепежных частей (колец, втулок, болтов, гаек), выполняются из чугунного литья. В компрессорах значительной подачи рабочее колесо выполняется из стального литья. Лопасти могут изготовляться отдельно от втулки и крепиться к ней одним или несколькими болтами. Известны конструкции осевых компрессоров, выполненные в основном из листовой и фасонной стали сварным способом.
|
Рис.9. Схема осевого компрессора.
1 - коллектор; 2 - входной направляющий аппарат;
3 - рабочее колесо;
4 - выходной направляющий аппарат; 5 - кожух (обечайка);
6 - обтекатель.
|
Промышленность выпускает осевые компрессоры с жестким креплением лопастей к втулке и с поворотным креплением (поворот - перестановка лопастей - производится при остановленном компрессоре). Имеются конструкции крупных осевых компрессоров с лопастями, поворачивающимися на ходу насоса через полый вал аналогично поворотно-лопастным гидротурбинам. Это дает большие удобства при регулировании подачи при сохранении высокого КПД. Однако этот способ усложняет и удорожает конструкцию и оправдан только для крупных машин.
Как в осевом, так и в радиальном компрессоре передача энергии от двигателя потоку среды происходит во вращающемся рабочем колесе.
К достоинствам осевых компрессоров следует отнести:
- простоту в изготовлении;
- компактность;
- реверсивность;
- по сравнению с радиальными компрессорами они имеют более высокий КПД и подачу при относительно низком давлении (напоре).
|