Home Лаборатория
Назад Оглавление Вперед

УНИРС и повышение качества подготовки специалистов

Совокупность деловых качеств, необходимых для профессии инженера, включает в себя высокий уровень профессиональных знаний, широкий кругозор, творческие способности и инициативность, развитое чувство ответственности, исполнительность и самодисциплину, организаторские навыки. Инженер должен проявить:

Творческий, индивидуальный подход к каждой задаче, умение использовать для ее решения физические явления и процессы; применять новые виды микроэлектронной схемотехники, программируемых логических элементов, материалов, деталей и конструкций; эффективно использовать принципы, методы и результаты смежных областей науки и техники.

Достаточное знание физики, математики и радиоэлектроники в тех разделах, которые соответствуют профилю работы (эксплуатация и конструирование средств геофизических исследований скважин; петрофизика и интерпретация результатов геофизических исследований скважин), умение пользоваться современными физическими, математическими и экспериментальными методами и приборами, включая ЭВМ.

  • Широкую эрудицию в смежных областях знаний и умение взаимодействовать со специалистами смежных профилей - ставить перед ними задачи и критически относиться к предлагаемым решениям. Одной из центральных проблем Высшей школы является проблема единства профессиональной подготовки и мировоззренческой ориентации специалистов, проблема развития у них творческого мышления, умения самостоятельно углублять свои знания и применять их в жизни.
  • Наука приучает всех, кто к ней по-настоящему приобщается, к принципиальной последовательности во всех вопросах теории и практики, к решимости бороться против рутины и косности, к упорству в труде.

    Чтобы успешно двигаться в науке, максимально сократить возможные блуждания и безуспешные поиски, сегодня каждому, кто занимается решением тех или иных проблем теории и практики, необходимо овладеть соответствующей методологической культурой. Определяющим элементом этой культуры является диалектико-материалистическое понимание действительности, на основе которого складывается характерная для каждой области система знаний.

    Основными и наиболее важными формами НИРС в учебном процессе, охватывающими всех студентов во время их обучения, являются: учебно-исследовательская работа, курсовое проектирование и курсовые работы; производственная и преддипломная практика, дипломное проектирование. Дипломное проектирование - заключительный этап подготовки молодых специалистов в ВУЗе, проверка приобретенных знаний и навыков, умения самостоятельно применять полученные знания и творчески работать.

    Как быстро развивающаяся научно-прикладная дисциплина "Гибкие автоматизированные производственные системы" насыщена обилием эмпирических данных, что чрезвычайно затрудняет обучение и профессиональную подготовку специалистов. Поэтому в лекциях по спецкурсам большое внимание уделено разработке теоретического и понятийного аппарата, адекватного описанию закономерностей пространственного и пространственно-временного распределений физических полей в системах химического оборудования, разработке и изучению интерпретационно-алгоритмического и метрологического обеспечения методов ГАПС. Все эти вопросы слабо отражены в существующих морально устаревших учебниках и учебных пособиях.

    Перестройка высшего технического образования ориентирована на использование в качестве основы активного (исследовательского) метода обучения с сокращением времени, отводимого на пассивное усвоение информации, и радикальное усиление самостоятельной работы студентов (рисунок 1). Естественно, при этом существенно повышаются требования к качеству учебных пособий. Для закрепления лекционного материала и самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) предназначены лабораторные практикумы. Выполнение практических работ предполагает овладение навыками активного программирования (с использованием ЭВМ различных классов), индивидуальной и комплексной интерпретации данных ГАПС, выработку алгоритмического мышления.

    Задачи и программы УНИРС

    Задачами УНИРС являются:

    1. Овладение научным методом познания.
    2. Выработка самодисциплины; организованности, навыков планомерной систематической работы.
    3. Расширение профессионального и культурного кругозора.
    4. Развитие интереса к инженерно-исследовательской работе и уяснение ее общественной значимости.
    5. Овладение методами использования ЭВМ в исследовательской и производственной сферах.
    6. Освоение современной измерительной техники и методов экспериментального исследования.
    7. Приобретение навыков публичных выступлений и участия в дискуссии.
    8. Приобретение навыков литературной работы - библиографической, реферативной и авторской.

    Основная задача УИРС - углубление и творческое освоение профессиональной культуры инженера-геофизика. УИРС является составной частью учебного процесса и осуществляется в течение всего периода обучения в институте.

    Программа УИРС для студентов I-II курсов

    1. Подготовка рефератов по общественным наукам.
    2. Основы библиографии (в курсе "Введение в специальность") и библиотековедения.
    3. Основы патентоведения (в курсе "Введение в специальность").
    4. Правила графического оформления инженерных и исследовательских работ (в курсе "Инженерная графика").
    5. Реферированное зарубежной научно-технической литературы по специальности (в курсе иностранного языка под руководством преподавателей кафедры иностранных языков и преподавателей кафедры ГАПС).
    6. Выполнение факультативных УИР.
    7. Участие в олимпиадах по общественным наукам, физике, математике, теоретической механике.

    Программа УНИРС для студентов III курса

    1. Выполнение УИР - курсового проекта.
    2. Выполнение элементов УИР в лабораторных и практических занятиях
    3. Реферирование отечественной и зарубежной научно-технической литературы по специальности.
    4. Участие в хоздоговорных научно-исследовательских работах кафедры.
    5. Участие в работе научно-исследовательских семинаров кафедры.
    6. Выполнение факультативных НИР.

    Программа для студентов IV курса

    1. Проработка лекционного курса "Основы научных исследований"
    2. Выполнение УИР и НИР - курсовых проектов
    3. Участие в хоздоговорных научно-исследовательских работах кафедры,
    4. Реферирование отечественной и зарубежной научно-технической литературы по специальности.
    5. Участие в работе научно-исследовательских семинаров кафедры.

    По одной теме может работать группа студентов, при этом каждый получает индивидуальное задание. НИРС может проводиться параллельно с курсовым проектом или опережать его. В последнем случае полученные результаты могут служить исходным материалом для курсового и последующего дипломного проектирования.

    Программа УНИРС для студентов V курса

    1. Выполнение НИР - дипломного проекта по конкретной реальной проблематике, предусматривающей усовершенствование методов, аппаратуры, способов и алгоритмов интерпретации результатов процессов химической технологии, а также их всесторонненого обоснования.
    2. Участие в работе научно-исследовательских семинаров кафедры.
    3. Участие в хоздоговорных исследованиях кафедры.

    Тематика студенческих научных исследований определяется основными научными направлениями, развиваемыми на кафедре ГАПС.

    Сроки выполнения УНИРС и формы отчетности

    В процессе выполнения УНИРС студент встречается с Научным Руководителем по согласованному расписанию. Сроки выполнения УИРС, не регламентируемой учебным планом, определяются Научным Руководителем.

    По теме УИР студент обязан вести рабочий журнал. В журнал подробно (с четким указанием источников) вносятся сведения из прочитанной литературы, описания методик исследований, выполненных теоретических расчетов и опытов, табличные данные. Сюда же вклеиваются машинные распечатки, таблицы, графики, диаграммы, ксерокопии статей и авторских свидетельств. После каждой записи проставляется соответствующее календарное число. Наименования файлов отмечаются в рабочем журнале с краткими комментариями о полученных результатах. Файлы хранятся на жестком диске в директории с фамилией студента, чтобы Руководитель в любой момент мог проконтролировать ход работы. Резервные копии хранятся студентом на дискете.

    Рабочий журнал является основным документом студента по ведению УИР (НИР) и регулярно просматривается Руководителем.

    Гуманитаризация образования

    Воспитание творческой личности, обладающей высоким духовным потенциалом и нравственной устойчивостью, невозможно без подлинной гуманитаризации технического образования, активной культурно-просветительской деятельности среди студентов.

    УНИРС на производственной и преддипломной практиках

    В процессе прохождения производственной и преддипломной практик студент приобретает опыт и навыки, необходимые для его дальнейшей самостоятельной работы. Поэтому студент должен ознакомиться не только с задачами, методами и технологиями химического проризводства, но и со связанной с ними технико-экономической и экологической информацией.

    Творческий, исследовательский элемент работы здесь проявляется прежде всего в целеустремленном, углубленном изучении новейших достижений и методов химической технологии способов и алгоритмов количественной интерпретации.

    Особое внимание необходимо обратить на трудности, возникающие при проведении исследований химико-технологических процессов, изучениии возможностей улучшения их параметров, количественной интерпретации полученных результатов. Вернувшись на кафедру, Вы сможете с помощью Научного Руководителя и других специалистов кафедры специально более детально и глубоко изучить эти вопросы. Ваше творческое отношение к работе определит ценность отчета по практике и дипломного проекта для производственной организации, будет содействовать более тесной и оперативной связи между производством и кафедрой ГАПС.

    Назад Оглавление Вперед