УНИРС и повышение качества подготовки специалистовСовокупность деловых качеств, необходимых для профессии инженера, включает в себя высокий уровень профессиональных знаний, широкий кругозор, творческие способности и инициативность, развитое чувство ответственности, исполнительность и самодисциплину, организаторские навыки. Инженер должен проявить: Творческий, индивидуальный подход к каждой задаче, умение использовать для ее решения физические явления и процессы; применять новые виды микроэлектронной схемотехники, программируемых логических элементов, материалов, деталей и конструкций; эффективно использовать принципы, методы и результаты смежных областей науки и техники. Достаточное знание физики, математики и радиоэлектроники в тех разделах, которые соответствуют профилю работы (эксплуатация и конструирование средств геофизических исследований скважин; петрофизика и интерпретация результатов геофизических исследований скважин), умение пользоваться современными физическими, математическими и экспериментальными методами и приборами, включая ЭВМ. Наука приучает всех, кто к ней по-настоящему приобщается, к принципиальной последовательности во всех вопросах теории и практики, к решимости бороться против рутины и косности, к упорству в труде. Чтобы успешно двигаться в науке, максимально сократить возможные блуждания и безуспешные поиски, сегодня каждому, кто занимается решением тех или иных проблем теории и практики, необходимо овладеть соответствующей методологической культурой. Определяющим элементом этой культуры является диалектико-материалистическое понимание действительности, на основе которого складывается характерная для каждой области система знаний. Основными и наиболее важными формами НИРС в учебном процессе, охватывающими всех студентов во время их обучения, являются: учебно-исследовательская работа, курсовое проектирование и курсовые работы; производственная и преддипломная практика, дипломное проектирование. Дипломное проектирование - заключительный этап подготовки молодых специалистов в ВУЗе, проверка приобретенных знаний и навыков, умения самостоятельно применять полученные знания и творчески работать. Как быстро развивающаяся научно-прикладная дисциплина "Гибкие автоматизированные производственные системы" насыщена обилием эмпирических данных, что чрезвычайно затрудняет обучение и профессиональную подготовку специалистов. Поэтому в лекциях по спецкурсам большое внимание уделено разработке теоретического и понятийного аппарата, адекватного описанию закономерностей пространственного и пространственно-временного распределений физических полей в системах химического оборудования, разработке и изучению интерпретационно-алгоритмического и метрологического обеспечения методов ГАПС. Все эти вопросы слабо отражены в существующих морально устаревших учебниках и учебных пособиях. Перестройка высшего технического образования ориентирована на использование в качестве основы активного (исследовательского) метода обучения с сокращением времени, отводимого на пассивное усвоение информации, и радикальное усиление самостоятельной работы студентов (рисунок 1). Естественно, при этом существенно повышаются требования к качеству учебных пособий. Для закрепления лекционного материала и самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) предназначены лабораторные практикумы. Выполнение практических работ предполагает овладение навыками активного программирования (с использованием ЭВМ различных классов), индивидуальной и комплексной интерпретации данных ГАПС, выработку алгоритмического мышления. Задачи и программы УНИРС Задачами УНИРС являются:
Основная задача УИРС - углубление и творческое освоение профессиональной культуры инженера-геофизика. УИРС является составной частью учебного процесса и осуществляется в течение всего периода обучения в институте. Программа УИРС для студентов I-II курсов
Программа УНИРС для студентов III курса
Программа для студентов IV курса
По одной теме может работать группа студентов, при этом каждый получает индивидуальное задание. НИРС может проводиться параллельно с курсовым проектом или опережать его. В последнем случае полученные результаты могут служить исходным материалом для курсового и последующего дипломного проектирования. Программа УНИРС для студентов V курса
Тематика студенческих научных исследований определяется основными научными направлениями, развиваемыми на кафедре ГАПС. Сроки выполнения УНИРС и формы отчетности В процессе выполнения УНИРС студент встречается с Научным Руководителем по согласованному расписанию. Сроки выполнения УИРС, не регламентируемой учебным планом, определяются Научным Руководителем. По теме УИР студент обязан вести рабочий журнал. В журнал подробно (с четким указанием источников) вносятся сведения из прочитанной литературы, описания методик исследований, выполненных теоретических расчетов и опытов, табличные данные. Сюда же вклеиваются машинные распечатки, таблицы, графики, диаграммы, ксерокопии статей и авторских свидетельств. После каждой записи проставляется соответствующее календарное число. Наименования файлов отмечаются в рабочем журнале с краткими комментариями о полученных результатах. Файлы хранятся на жестком диске в директории с фамилией студента, чтобы Руководитель в любой момент мог проконтролировать ход работы. Резервные копии хранятся студентом на дискете. Рабочий журнал является основным документом студента по ведению УИР (НИР) и регулярно просматривается Руководителем. Гуманитаризация образования Воспитание творческой личности,
обладающей высоким духовным потенциалом и
нравственной устойчивостью, невозможно без
подлинной гуманитаризации технического
образования, активной
культурно-просветительской деятельности среди
студентов.
УНИРС на производственной и
преддипломной практиках В процессе прохождения производственной и преддипломной практик студент приобретает опыт и навыки, необходимые для его дальнейшей самостоятельной работы. Поэтому студент должен ознакомиться не только с задачами, методами и технологиями химического проризводства, но и со связанной с ними технико-экономической и экологической информацией. Творческий, исследовательский элемент работы здесь проявляется прежде всего в целеустремленном, углубленном изучении новейших достижений и методов химической технологии способов и алгоритмов количественной интерпретации. Особое внимание необходимо обратить на трудности, возникающие при проведении исследований химико-технологических процессов, изучениии возможностей улучшения их параметров, количественной интерпретации полученных результатов. Вернувшись на кафедру, Вы сможете с помощью Научного Руководителя и других специалистов кафедры специально более детально и глубоко изучить эти вопросы. Ваше творческое отношение к работе определит ценность отчета по практике и дипломного проекта для производственной организации, будет содействовать более тесной и оперативной связи между производством и кафедрой ГАПС. |
||||