На рубеже 3-го тысячелетия расширение
объема знаний, накопленных человечеством,
превратило в проблему способ их усвоения. Ускорение научно-технического
прогресса увеличило объем активного времени,
затрачиваемого людьми на получение новых знаний,
на выявление новых законов природы и общества. В
студенческие годы развитие интеллекта
характеризуется максимальной за всю жизнь
человека скоростью мыслительных и логических
процессов. Великие ученые и педагоги всегда
мечтали о превращении учебы в процесс активного познавательного
творчества или в процесс творческого
познавания. Они желали своим ученикам
почувствовать в жизни непередаваемое счастье
творчества, акта совершенного открытия.
В конце ХХ века полученные знания
устаревают гораздо быстрее, чем в его начале. Если
раньше полученных знаний специалисту хватало на
10-15 лет, то теперь этот срок сократился в 3 - 5 раз.
Это значит, что приходится всю жизнь учиться и
переучиваться, заниматься самообразованием.
В современных условиях необходимо уметь
самостоятельно пополнять свои знания, быстро
ориентироваться в стремительном потоке
научно-технической информации.
Изобретение персонального компьютера
ознаменовало вступление человечества на порог
новой цивилизации. Это информационное общество,
в котором уже не столько вещество и энергия,
сколько информация и научные знания
становятся основными объектами и результатами
деятельности человека.
Прогресс микроэлектроники и
микропроцессорной техники, стремительный рост
емкостей магнитных и оптических носителей
информации, уже сегодня практически сняли
технические ограничения для обработки огромных
цифровых массивов в режиме реального времени.
Появилась возможность визуализации результатов
комплексной интерпретации при моделировании процессов
химической технолгии.
Развитие компьютерных технологий позволяет более детально
изучить процесс, лучшим образом обработать результаты
экспериментов и как следствие, оптимальным образом,
с учетом большого количества зависимых факторов, выбрать
соответствующее оборудование для организации процесса.
Однако компьютерные технологии не только не ослабили, но наоборот,
обострили научно-методические
проблемы, связанные, например, с преодолением
недостатков интерпретационно-метрологического
обеспечения.
Профессиональный уровень инженера
определяется его фундаментальными,
общеинженерными и общетехническими знаниями,
навыками самостоятельного исследования,
конструирования, проектирования, способностью
экономически оценивать принимаемые решения.
Предъявляются повышенные требования к комплексу
организаторских, исполнительских, волевых
качеств самого работника, к его умению
оперативно, настойчиво и последовательно
проводить в жизнь принятые решения.
Под УИР понимается работа студентов,
дающая им необходимые навыки научно-технической
творческой, исследовательской, деятельности.
Под НИРС понимается такая работа, в которой получен
новый для науки или техники результат.
Значение УИРС на младших курсах
заключается в том, что здесь
выявляются и развиваются способности
студентов к самостоятельной
творческой работе. Для студентов старших курсов УИР -
неотъемлемая часть
всех видов учебного процесса.
Проведение УИРС и индивидуальная
работа со студентами на кафедре ГАПС
обеспечиваются широким и активным участием в этой
работе преподавателей, научных сотрудников,
аспирантов и стажеров, регулярной работой научного
семинара, привлечением студентов
к исследованиям по госбюджетной и хоздоговорной
тематике. При индивидуальной работе научного
руководителя со студентом в максимальной
степени проявляется личное влияние наставника
на воспитание у студента высокой
профессиональной культуры, широкого научного
кругозора.
Плановая исследовательская работа
выполняется студентами в подразделениях ТГТУ,
в отраслевых научно-исследовательских и
производственных предприятиях в часы,
предусмотренные учебным расписанием, а также в
часы, отведенные на самостоятельную работу.
По комплексным темам студенты
проводят исследования под руководством
специалистов и с использованием технической
базы отраслевых научно-исследовательских,
проектных и производственных организаций.