Назад Оглавление Вперед
Главная страница Образовательная среда Лаборатория Производство Сотрудники и студенты Выставки, конференции Доска объявлений Личные страницы Чат Поиск Почта

 2.2. Организационные формы обучения

Для обучения студентов вузов используют разнообразные формы занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, курсовое и дипломное проектирование, учебные и производственные практики, работа на рабочих местах и инженерно-технических должностях при обучении по системе завод-вуз, консультации, зачеты и экзамены (табл.1). Дидактика трактует эти формы как способы управления познавательной деятельностью студентов для решения определенных учебных задач. Лекция, практические и другие виды занятий, кроме того, служат для осуществления взаимодействия студентов и преподавателей.

Таблица 1. Формы организации учебного процесса

Формы обучения

Формы контроля

Направленные преимущественно

На теоретическую подготовку

Направленные преимущественно

на практическую подготовку

Традиционные

Инновационные

  • Лекция

  • Семинар

  • Лабораторная работа

  • Контролируемая самостоятельная работа

  • Самостоятельная внеаудиторная работа

  • Конференция

  • Консультация

  • практическое

занятие

  • курсовое проектирование

  • все виды практики

  • деловая игра

  • контрольная работа

  • индивидуальное собеседование

  • коллоквим

  • зачет

  • переводные и семестровые экзамены

  • защита курсового проекта

  • государственные экзамены

  • защита дипломного проекта

  • тестирование

  • рейтинг

  • комплексный экзамен по специальности

 

 

Г. Лихтенберг писал: “Человека ничему нельзя научить. Он всему должен научиться сам”. Действительно, научить нельзя, но помочь научиться можно. Об этом говорит весь опыт человеческой истории. Как это сделать лучше всего? Мы не можем вспоминать все существовавшие и существующие педагогические системы. Однако нельзя не отметить две крайние точки зрения. Согласно одной, лекция - основа педагогического процесса. Здесь передача знаний идет “от разума к разуму”, без посредников. Можно непосредственно, в процессе лекции корректировать изложение в зависимости от контакта с аудиторией. Излагаемый материал современен. Ответы на неясные вопросы можно получить на месте. И самое главное: лектор, если он мастер своего дела, не только учит, но и воспитывает. Воспитывает не только информацией, но и своим поведением, ответами на вопросы, даже ошибками и стилем их исправления. Согласно второй, крайней, точке зрения, основа обучения - самостоятельная работа учащегося с учебниками, на упражнениях, в лабораториях.

Как быть? К сожалению, педагогика пока еще не относится к числу точных наук, где верный ответ часто можно вычислить по формуле. В педагогике крайне затруднен чистый эксперимент. Причины этого ясны: результат обучения проявляется с большим запаздыванием; условия, в которых проявляется результат обучения, весьма различны для различных обучавшихся; сами обучаемые индивидуальны по своим качествам.

Можно, однако, предложить два способа приближения к истине. (Их надежность подтверждается тем, что оба дают одинаковый ответ.) Первый: выяснить мнение педагогов, имеющих большой педагогический опыт. Второй: принять во внимание извечную пословицу о том, что истина всегда лежит посредине.

Так логически устанавливается, что лучший способ передачи знаний состоит в обучении путем лекционного процесса в сочетании с приобретением умения путем самостоятельных и нелегких упражнений. При этом упражнения следует понимать в самом широком смысле: от самостоятельного изучения теории по литературным источникам через решение практических учебных задач до самостоятельного творчества.

Назад Оглавление Вперед