Назад Оглавление Вперед
Главная страница Образовательная среда Лаборатория Производство Сотрудники и студенты Выставки, конференции Доска объявлений Личные страницы Чат Поиск Почта

2.8. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов (СРС) — это планируемая познавательная, организационно и методически направляемая их деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата. Составная часть СРС - самостоятельная работа, выполняемая студентом под руководством и контролем преподавателя за счет сокращения обязательных аудиторных (лекционных и т.д.) занятий.

В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации. Эффект от самостоятельной работы студентов, на который мы рассчитываем, можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе.

Самостоятельная работа студентов нуждается в существенной организационно-методической поддержке. Даже при наличии достаточного количества учебников и иных “источников информации” недостаточно к ним просто отослать. При передаче радела курса на самостоятельное изучение необходимо на лекции в этот радел студентов ввести. После этого указать литературу для самостоятельной проработки с точностью до необходимых глав. Следует указать особенности изложения вопроса в различных источниках; целесообразную последовательность их чтения; задачи и упражнения, которые необходимо решить; алгоритмы и соотношения, которые следует особенно тщательно разобрать, а возможно, и запомнить. Самая самостоятельная работа требует возможности периодически получать консультации у преподавателей.

В учебных планах технических вузов нет предмета, который бы обучал студентов приемам усвоения нового материала, его “накопления” и запоминания. Предполагается, что каждый полуинтуитивно сам обучается всему необходимому. Такой подход представляется не оптимальным. Если преподаватель намерен действительно привить учащимся навыки самостоятельной работы, их следует этому научить (см п. “О методах усвоения информации”).

Однако самостоятельная работа, конечно, не сводится к изучению разделов предметов по литературе. Изучение теории не самоцель, а средство приобрести умения в решении инженерных задач. Однако медленнее, чем мастер дела, и возможно, ошибаясь чаще, чем мастер, они должны уметь эти задачи доводить до конца. А этим “концом” могут быть формула, алгоритм, программа, численные значения, кривые численных зависимостей, структурные схемы, конструкции.

Таким образом, повышение самостоятельности студентов не означает переход к каким-либо принципиально новым видам учебной работы. Это по-прежнему практические занятия, лабораторные работы, работа на ЭВМ, учебно-исследовательские работы, курсовые расчеты и проекты, дипломное проектирование. Все дело в методиках их проведения, обеспечивающих активное продвижение к приобретению навыков самостоятельной работы.

Консультации

Консультации предназначены для оказания педагогически целесообразной помощи студентам в их самостоятельной работе по каждой дисциплине учебного плана, а также при решении различных задач теоретического или практического характера. Они помогают не только студентам, но и преподавателю, будучи своеобразной обратной связью, с помощью которой можно выяснить степень усвоения студентами программного материала. Обычно консультации связывают с лекционными, семинарскими и практическими занятиями, лабораторными работами, подготовкой к зачетам и экзаменам.

Консультации проводят по желанию студентов или по инициативе преподавателя. Можно устанавливать и определенные дни для обязательных консультаций, когда преподаватели кафедры специально встречаются со студентами, отвечая на их вопросы по различным темам курса. Студентов нужно приучать к мысли, что к консультациям необходимо тщательно готовиться, прорабатывать конспект, литературу, чтобы задавать вопросы по существу. Нельзя превращать консультации в натаскивание студентов, они должны пробуждать в них стремление к углублению знаний.

Назад Оглавление Вперед