4. Личность преподавателя
технического ВУЗа.
Введение в педагогическую
деонтологию
Термин “деонтология” был введен в
научный оборот в начале XIX в.
английским философом И.Бентамом для обозначения науки о профессиональном
поведении человека. Понятие “деонтология” в равной мере применимо к любой сфере
профессиональной деятельности: педагогической, медицинской, юридической,
инженерной и т.д.
Педагогическая деонтология
разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной
деятельности. Отображение нормативных требований, профессиональных норм в
сознании позволяет педагогу полнее и адекватнее воспринимать педагогическую
действительность, ориентироваться в ней, вырабатывать стратегию и тактику, планы
и цели профессиональной деятельности, сознательно регулировать свое поведение.
Эти правила и нормы являются и условием, и продуктом, и средством познания
педагогической действительности. С их помощью педагог вырабатывает отношение к
себе как к профессионалу, к другим участникам педагогического процесса, через их
призму оценивает все факты педагогической реальности.
Педагог должен в первую очередь
руководствоваться в своем профессиональном поведении и деятельности
формализованными нормами, закрепленными в частности в уставах конкретных
образовательных учреждений, в Законе Российской Федерации “Об образовании”.
Приведем некоторые выдержки из Закона Российской Федерации “Об образовании” как
пример формализованных норм.
“Статья 55. 1. Работники
образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным
учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
2. Дисциплинарное расследование
нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и(или)
устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на
него жалобе, поданной в письменном виде. Копия жалобы должна быть вручена
педагогическому работнику.
4. При исполнении профессиональных
обязанностей преподаватели имеют право на свободу выбора и использования методик
обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки
знаний обучающихся.
Статья 56. 3. Помимо предусмотренных
трудовым законодательством РФ основаниями для увольнения педагогического
работника по инициативе администрации до истечения срока действия контракта
являются:
а) повторное в течение года грубое
нарушение устава образовательного учреждения;
б) применение, в том числе
однократное, методов воспитания, связанных с физическим и(или) психическим
насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
в) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического
или токсического опьянения.
|