5.
Анализ профессиональной деятельности преподавателя
технического вуза
Основное содержание деятельности
вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей,
воспитательской, организаторской и исследовательской. Эти функции
проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над
другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и
научной работы. Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя,
развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же
время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации
материала, к более тщательному формулированию основных идей и выводов, к
постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез.
Профессионализм преподавателя вуза в
педагогической деятельности выражается в умении видеть и формулировать
педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить
оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций,
решаемых педагогом в ходе работы со студентами невозможно. Принимать решения
приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся.
Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее
творческий характер.
Совокупность относительно
устойчивых и характерных для данной личности приемов и методов организации
общения называется индивидуальным стилем общения, который, в свою очередь,
определяется чертами личности характера. Традиционно выделяются три основных
стиля педагогического общения: авторитарный,
свободно-либеральный и демократический.
Дня авторитарного стиля
характерен функционально-деловой подход к студенту, когда преподаватель исходит
из усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему. В
своих оценках он стереотипен и субъективен. Часто недооценивает положительное
качение таких качеств, как самостоятельность, инициативность, предпочитает
характеризовать своих студентов как недисциплинированных, ленивых,
безответственных. Хотя в целом такой стиль педагогического общения заслуживает
негативной оценки, некоторые задачи (особенно на начальных этапах формирования
студенческой группы) могут быть решены с помощью авторитарного
стиля.
Свободно-либеральный стиль общения характеризуется попустительством,
фамильярностью и анархией. Специальные исследования и педагогическая практика
убедительно свидетельствуют, что это наиболее “вредный” для дела и
разрушительный стиль. Он порождает неопределенность ожиданий студентов, вызывает
у них напряженность и тревогу.
Наиболее эффективно решать
педагогические задачи позволяет демократический стиль, при котором преподаватель
учитывает индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их
потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно
ставит задачи перед студентами, не проявляет негативных установок, объективен в
оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути этот стиль общения
можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек,
имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному
анализу своего поведения и адекватной самооценке.
Конкретный преподаватель вряд ли может
быть однозначно отнесен к какому-то одному из перечисленных типов.
Задача выработки своего собственного
индивидуального стиля не только в педагогическом общении, но и во всех других
видах педагогической деятельности является одной из важнейших для любого
профессионального педагога. Оптимальный индивидуальный стиль - это такой стиль,
который позволяет максимально полно использовать сильные стороны преподавателя и
по возможности компенсировать слабые стороны его темперамента, характера,
способностей и личности в целом.
Успешность выработки индивидуального
стиля в значительной степени определяет успешность профессионального становления
преподавателя, его удовлетворенность трудом, рост его мастерства, объективную
результативность его деятельности.
|