|
2.3.5.
Юмор и шутка в
преподавании
Естественная динамика лекции включает
четыре фазы: начало восприятия – 4–5 мин.; оптимальная активность восприятия –
25-30 мин.; фаза усилий – 10-15 мин.; фаза выраженного утомления. Ситуация
ослабления внимания возникает в любой аудитории, поскольку это
психофизиологический процесс. Психологическое искусство лектора проявляется в
умении максимально сгладить кризисные пики оптимальным сочетанием ораторских
приемов: переключением внимания, шуткой, оригинальным примером по ходу лекции и
т.д. О допустимости юмора и шуток в лекционном процессе существует две крайние
точки зрения:
- “лекция не цирк”, и, следовательно, шутки
неуместны;
- шутки и анекдоты - эффективное средство
поддержания активного интереса слушателей.
Представляется, что истина здесь, как
всегда, находится посередине. Действительно, лекция не цирк, но и слушатели не
манекены. Поэтому ее следует делать разумно привлекательной в аспектах,
выходящих за рамки научно-технической информации.
Представляется, однако, важным, что
подобные “развлечения”, правильнее сказать отвлечения, должны быть уместными,
содержательными. “Вставные” анекдоты и остроты в целом неконструктивны и, как
показывает опыт, могут даже отвлекать от содержания лекции.
Богатым и конструктивным источником
разумного кратковременного отвлечения являются афоризмы Герцена, Чернышевского,
Лихтенберга, Болингброка и других мыслителей. Афоризм в отличие от анекдота и
простой остроты поражает концентрацией мысли и учит, указывая путь. “Остротами
же и причудами, как всеми вещами, способными ржаветь, надо пользоваться с
осторожностью” (Г. Лихтенберг).
|
|